Коробка передач робот и автомат, в чем разница? Плюсы и минусы двух трансмиссий

Коробка передач робот и автомат, в чем разница? Плюсы и минусы двух трансмиссий

Категория: Устройство автомобиля

В 21 веке мир полон новыми технологиями. В том числе и в мире автомобильного производства.

В многообразии предоставленных на рынке моделей транспортных средств потребителю сложно сделать выбор, особенно если это его первая машина. Количество разнообразных трансмиссий также часто сбивает с толку неподготовленного покупателя. Так как при покупке обязательно нужно учесть информацию о характеристиках и комплектации приобретаемого автомобиля. Но, чтобы определиться с выбором, необходимо знать, в чем отличие между различными коробками передач.

Все чаще на чашах весов оказываются коробка передач робот и автомат, в чем разница между устройствами, и какое из них лучше выбрать? В этой статье мы обсудим основные отличия этих двух трансмиссий, их плюсы и минусы. Все это поможет сделать вам правильный выбор при покупке автомобиля. А сделать его проще, если знаешь все тонкости этих трансмиссий.

На фото – рычаг управления коробкой автомат

Коробка передач робот и автомат, в чем разница?

Жители нашей обширной страны привыкли к старой доброй механике, поэтому отечественные производители еще неохотно переходят на новые технологии. Хотя в последнее десятилетие количество обладателей автомобилей с автоматическими трансмиссиями увеличилось в разы. Но если про автомат не понаслышке известно многим уже давно, то о существовании коробки робот большинство узнают лишь при покупке нового автомобиля.

По факту робот и автомат – это трансмиссии, которые в зависимости от действий водителя автоматически изменяют передаточные числа в коробке передач. Другими словами, водителю во время движения автомобиля с коробкой робот или автомат не придется постоянно выжимать сцепление, включать ту или иную передачу, как это нужно делать на механике. Хоть и не идеально, но коробки с помощью различных датчиков способны понимать, какую передачу нужно включить в той или другой ситуации.

Именно поэтому многие считают, что робот и автомат, по сути, одно и то же. Ведь каких-либо существенных отличительных различий по управлению автомобилем между ними нет. И явных внешних признаков, которые бы отличали один от второго, также не наблюдается. Поскольку педалей в таких машинах всего две и рычаг КПП у них практически идентичен.

Однако, внешние различия между ними хоть и минимальны, но они все же есть, и в плане эксплуатации есть некоторые нюансы, особенности и рекомендации, например:

  • Отличительной особенностью робота (АМТ) от автомата является отсутствие режима "Паркинг" на рычаге коробки.

На фото – селектора управления коробкой передач робот

  • Авто с РКПП при попытке тронуться в горку откатывается назад. Хотя в некоторых моделях есть функция помощи при старте в гору, которая за счет пробуксовки сцепления несколько секунд не позволяет автомобилю откатываться назад.
  • В случае если вы попали на бездорожье и где-то забуксовали, то выехать "в раскачку" на автомате у вас не получится, в некоторых роботах такая возможность имеется.
  • С коробкой передач робот категорически не рекомендуется буксовать, на автомате в ручном режиме это делать можно, но недолго.

А вот конструктивно коробка передач робот и автомат отличаются не каким-то одним показателем, они очень разные. И в каждой коробке есть свои плюсы и минусы. Ниже рассмотрим каждую из трансмиссий отдельно и наиболее подробно.

Автоматическая коробка передач

Классическая автоматическая коробка передач обеспечивает уникальный комфорт вождения. В автоматах передачи переключаются автоматически в зависимости от нагрузки на двигатель, а роль водителя ограничивается только включением соответствующего режима работы коробки передач.

Коробка автомат по конструкции имеет редуктор и гидротрансформатор. Говоря простыми словами, второе устройство заменяет в автомобиле педаль сцепления. С помощью него переключения проходят плавно, без рывков, при этом электроника используется по минимуму.

На картинке – коробка автомат в разрезе

Плюсы и минусы коробки автомат

В сравнении с роботом главное и не маленькое достоинство АКПП – комфортное вождение. Автомат обеспечивает отличную плавность езды, передачи меняются хоть и ощутимо, но мягко. В роботе, особенно бюджетном варианте с одним сцеплением при движении машину заметно дергает.

Еще одно преимущество автомата, это чрезвычайная прочность коробки передач. Износ деталей АКПП проходит гораздо медленней, чем в других автоматических трансмиссиях (робот, вариатор). Коробка автомат, оснащенная гидротрансформатором, управляемая клапанами или давлением масла, вещь износостойкая и долговечная.

Также автомат включает в себя пассивную систему безопасности. В начале движения в горку машина не откатывается назад. Поэтому на городских дорогах такая коробка будет незаменима.

Но, к сожалению, все эти замечательные качества имеют в противовес и много недостатков, основными из них являются:

  • Повышенный расход топлива, особенно на городских дорогах.
  • Уменьшенная скорость разгона при сравнении с механикой или роботом.
  • Не дешевое обслуживание, дорогие детали, при ремонте коробки приготовьтесь выложить целое состояние.

Стоит отметить, что когда-то коробка автомат была крайне неэффективна. Устаревшие модели АКПП значительно ухудшали динамику автомобиля и увеличивали расход топлива. Но сегодня этот недостаток практически устранен, правильнее сказать, частично компенсирован, а некоторые современные конструкции автоматов даже улучшают разгон.

Разобравшись с АКПП, настало время также рассмотреть и роботизированную трансмиссию. Ниже мы, наконец, разберемся с вопросом: коробка передач робот и автомат, в чем разница по конструкции и характеристикам между двумя механизмами.

Коробка передач робот

В настоящее время на современные автомобили устанавливают роботизированные коробки передач, которые могут быть изготовлены на основе нескольких конструктивных схем, существенно отличающихся между собой. Всего можно выделить два основных типа РКПП, а именно:

  1. Робот с одним сцеплением;
  2. Робот с двумя сцеплениями.

Ниже разберем эти две разновидности автоматических коробок отдельно.

Роботизированная коробка с одним сцеплением

С конструктивной точки зрения данный тип робота больше всего напоминает классическую механическую коробку передач, на которую установлен блок управления сцеплением и скоростями. Этот робот так и называется – автоматическая механическая трансмиссия, в сокращении АМТ, что прямо указывает на схожесть коробки с механикой.

Обработкой всех действий занимается микропроцессор. Проще говоря, переключаются передачи в такой коробке с помощью электроники. Педаль сцепления в машине отсутствует, но практически во всех моделях есть возможность ручного переключения передач. Так, например, чтобы в ручном режиме выбрать более высокую или низкую передачу, водителю достаточно будет нажать рычаг на рулевом колесе или переместить ручку переключения передач в положение "плюс" или "минус".

Многие крупные компании проектировали роботизированную коробку передач данной конструкции лишь для того, чтобы расширить модельный ряд. Так как производство и разработка автомата влетала производителям в "копеечку" и отнимала достаточно большое количество времени. Это компромиссный вариант позволяет на обычную подходящую механику установить гидравлические исполнительные механизмы, электронику и получить, таким образом, дешевый аналог автомата.

Преимущества и недостатки робота

В первую очередь хвалить РКПП следует за то, что вождение с ним становится намного проще. Управляя роботом, вам не придется отвлекаться на коробку передач, как это приходится делать на механике, необходимо следить только за дорогой.

Дополнительными преимуществами данной разновидности робота перед автоматом являются следующие эксплуатационные качества:

  • Низкая стоимость производства, автомат обходится значительно дороже.
  • Робот передает крутящий момент от мотора к колесам автомобиля без потерь мощности, чего не скажешь об автоматах.
  • Благодаря эффективности, сравнимой с МКПП, расход топлива получается ниже, чем у автомата.
  • Масло в роботе изнашивается заметно медленней, чем в АКПП. Притом что для автоматической коробки передач смазки потребуется больше в разы.
  • Цена автомобиля с роботизированным видом коробки значительно меньше автомата. Стоимость запасных частей для него также будет ниже.
  • Еще одним несомненным плюсом робота является возможность ручного переключения скоростей. В автоматах данная функция встречается нечасто. Особенно оценят ручной режим водители, любящие резкие маневры и езду по бездорожью.

Автоматика в механической коробке, несомненно, облегчает езду. Однако у такой конструкции РКПП есть существенные недостатки:

  • Жесткость при переключении передач, ощутимые рывки и толчки.
  • Очень медленное переключение скоростных режимов, хотя некоторые новые модели роботов практически избавились от этого недостатка.
  • В коробке периодически возникают проблемы с выбором передаточного числа, соответствующего дорожной ситуации.
  • Более частые поломки по сравнению с автоматом, но ремонт все же стоит дешевле. Причем неполадки часто возникают даже при бережном обращении с коробкой.
  • Небольшой ресурс сервоприводов, а также дисков сцепления. Иногда сцепление приходит в негодность уже после 30 тысяч километров пробега.

Коробка робот с двумя сцеплениями

Второй тип роботизированной трансмиссии – коробка передач робот с двумя сцеплениями (DSG). Это техническое решение сочетает в себе лучшие характеристики механической коробки передач и автомата. Ниже рассмотрим эту трансмиссию более детально.

Устройство и принцип работы

Автоматическая коробка передач DSG состоит, по сути, из двух коробок передач, параллельно расположенных в одном корпусе. В таком механизме установлены две отдельные многодисковые муфты (сухого или мокрого типа), которые передают крутящий момент на соответствующие пары зубчатых колес через два отдельных вала сцепления.

На картинке – устройство робота S-tronic от Ауди

Одно сцепление управляет четными передачами (2, 4, 6), другое – нечетными (1, 3, 5, 7). Эти две муфты сцепления работают попеременно. То есть в момент переключения передач одно сцепление начинает свою работу, а другое одновременно с ним выключается, передавая тем самым крутящий момент на шестерни другой передачи.

Благодаря тому, что при движении на одной скорости, следующая уже готова к работе, ждет включения сцепления, переключение передач в трансмиссиях DSG происходит всего за 300–400 миллисекунд. Проще говоря, для переключения на более высокую или низкую передачу роботу потребуются доли секунды. Время настолько короткое, что его не может превзойти даже водитель ралли на машине с механической коробкой передач!

Какая передача должна быть готова к немедленному включению, определяет компьютер, который запускает ее с помощью гидроцилиндров. Это стало возможным благодаря давлению, которое создается электрическим гидравлическим насосом, расположенным в модуле мехатроника.

Стоит отметить, что коробка передач робот с двумя муфтами в зависимости от производителя может скрываться под разными названиями, например:

  • PowerShift в автомобилях Ford;
  • DCT на машинах марки BMW, Hyundai, Kia;
  • Speedshift DCT от Mercedes;
  • DSG от Volkswagen;
  • EDC от Renault;
  • TCT от Alfa Romeo;
  • S-tronic от Audi.
Плюсы и минусы коробки передач робот

Коробки передач робот с двумя сцеплениями в сравнении с автоматом обладает следующими преимуществами:

  • Передачи переключаются очень быстро. По скорости переключения данный робот превосходит и автомат, и механику.
  • Переключается достаточно мягко и практически незаметно для водителя.
  • РКПП преобладает значительно лучшей эффективностью и динамикой, АКПП теряет резкость в совершении маневров (обгона).
  • Робот обеспечивает более экономичную езду в сравнении не только с автоматом, но и МКПП.
  • Обладает достаточно высокой прочностью.
  • Во многих моделях имеется возможность оптимизировать переключение передач. То есть можно будет выбрать режим, который будет обеспечивать лучшую динамику или экономичность вождения.
  • В роботизированных коробках присутствует возможность переключения передач вручную, с помощью рычага. Такое преимущество, чаще всего, встречается именно у роботов.

Несмотря на массу положительных качеств, коробка с двумя сцеплениями имеет и недостатки:

  • Высокая цена покупки и обслуживания.
  • Коробка обладает большим собственным весом.
  • При слабом ускорении на небольших скоростях переключается более ощутимо, чем при резком разгоне.
  • Недоработка программы резкого перехода на пониженную передачу в коробках с двумя сцеплениями.
  • РКПП считается менее надежной, чем коробка автомат, поломки в конструкции происходят чаще.
  • Ресурс робота в среднем ниже, чем коробки автомат. Для сравнения некоторые модели АКПП при должном обслуживании и эксплуатации способны проехать 350 000 км до капитального ремонта, в то время как современному роботу с муфтой сухого типа может потребоваться замена сцепления или мехатроника после 150-200 тысяч километров пробега.
  • Повышенный износ РКПП в пробке. В отличие от автомата, коробка передач робот плохо переносит продолжительное движение с небольшой скоростью и частыми остановками.

Дело в том, что при движении в автоматическом режиме для лучшей экономии топлива робот старается как можно быстрее переходить на повышенную передачу. То есть автоматика сначала отпускает сцепление, автомобиль трогается с места, после чего коробка практически сразу переходит на вторую передачу и вместо первой начинает готовиться уже третья скорость. Но когда водитель нажимает на тормоз, чтобы остановиться, третья передача меняется на первую, далее происходит переключение в обратном порядке, и только после полной остановки сцепление полностью размыкается.

Следовательно, движение в таком режиме снижает ресурс коробки, а также приводит к износу и перегреву сцепления. Поэтому для продления срока службы робота приходится переходить в спортивный режим, чтобы вторая скорость включалась позже, или использовать коробку как полуавтомат, то есть управлять ей вручную.

Заключение

Прогресс не стоит на месте, периодически на рынок выходят коробки передач совершенно нового типа, и с каждым годом их заменяют все более совершенные версии. Всего несколько лет назад многие и не знали о существовании роботизированных трансмиссий. Теперь же доля выпускаемых в Европе автомобилей с такими коробками настолько велика, что не слышали о них разве что начинающие автолюбители.

Когда появились первые многосерийные роботы, то они имели массу недостатков и были весьма ненадежными. До настоящего времени производителям удалось избавиться от многих недочетов конструкции. Ресурс и надежность узлов РКПП был также заметно приближен к коробке автомат. Поэтому при покупке нового автомобиля можно смело останавливать свой выбор именно на роботе.

Конечно, не все модели роботов одинаково хороши, многие из них не лишены изъянов, которые обязательно дадут о себе знать уже через несколько десятков тысяч км. Поэтому перед покупкой машины следует тщательно изучить информацию по обслуживанию, эксплуатации и недостаткам конкретной модели коробки передач, чтобы попытаться отгородить себя от возможных проблем в будущем.

Но если вы собираетесь приобрести поддержанный автомобиль с коробкой передач робот, то советуем отказаться от этой затеи и все же остановить свой выбор на автомате. Ведь ресурс некоторых роботов не очень-то и большой, особенно старых моделей, а при небрежной эксплуатации он будет еще меньше. Поэтому такая покупка в скором времени может обернуться дорогостоящим ремонтом. Но если вы все же решились на это, не совершайте сделку без тщательной проверки машины в специализированном сервисном центре.

Это все что мы хотели сказать по данному вопросу. Теперь вы знаете достаточно о коробке передач робот и автомат, в чем разница, и какие плюсы и минусы между двумя конструкциями. Надеемся, эта информация поможет вам сделать выбор в пользу той коробки передач, которая устраивает именно вас. По нашему мнению, именно за роботом будущее. А какую коробку выбираете вы? Можно поделиться своим выбором в комментариях.

Рейтинг 5.00 [1 Голос]

Понравилась статья? Поделись с другими!
Рейтинг 5.0 из 5, основанный на 1 голосе

Добавить комментарий

Войти через соц. сети

           


Защитный код
Обновить