Детонация и стук пальцев в двигателе: причины и способы устранения
Многих автомобилистов тревожит вопрос, почему стучат пальцы в двигателе при разгоне машины? Стоит сказать, что постановка этого вопроса изначально неверна.
Хотя само словосочетание "стучат пальцы" и является очень распространенным, но все же оно неправильное. Стучать поршневые пальцы не могут, а на самом деле мы слышим звук ударной волны взорвавшегося топлива.
Сгорание топлива в исправном двигателе происходит последовательно. Начавшись около свечи зажигания, пламя постепенно занимает собой всю камеру сгорания. Однако существует и другой тип горения, называемый детонационным.
Во время этого явления вся топливно-воздушная смесь в камере сгорания резко взрывается, при этом давление и температура в цилиндре двигателя увеличивается в разы. Такой взрыв называется детонацией. А звук от этого взрыва – это и есть тот самый стук пальцев в двигателе, о котором многие говорят.
Стоит отметить, что существует также понятие вибрации двигателя, которое часто путают с детонацией. Если детонация связана с горением топлива, то вибрация – это процесс колебаний силового агрегата, вызванный неисправностью или неправильной его установкой.
Почему стучат пальцы в двигателе?
Октановое число топлива – это показатель, характеризующий коэффициент сопротивления топлива возгоранию при сжатии. Иными словами он показывает детонационную стойкость топлива. Соответственно в двигателе с высокой степенью сжатия должен использоваться бензин с высоким октановым числом.
Все современные двигатели имеют высокую степень сжатия и если использовать в них низкооктановое топливо, вероятность детонации очень высока. При небольших отклонениях параметров бензина так называемый стук пальцев в двигателе можно будет наблюдать при нагрузке на мотор или при разгоне машины. В более серьезных случаях – при любом режиме работы двигателя. Пусть высокооктановый бензин и стоит дороже низкооктанового, но экономить на нем не стоит хотя бы поэтому.
Еще одна причина детонации – это калильное зажигание, то есть самопроизвольное сгорание топлива в цилиндрах двигателя. Причинами такого явления может быть горящая сажа или высокая температура в камере сгорания. Проблема чаще всего появляется на изношенных двигателях, потребляющих много масла.
Другой причиной могут послужить неподходящие к конкретному двигателю свечи зажигания. Очень важно подобрать свечи в двигатель с подходящим калильным числом. Различают «холодные», «средние» и «теплые» свечи. В противном случае перегретый изолятор центрального электрода свечей может вызывать преждевременное возгорание бензина в цилиндрах, горение которого будет сопровождаться тем самым стуком пальцев в двигателе.
Обеднение топливной смеси, то есть увеличение в смеси количества воздуха по сравнению с бензином также может стать причиной детонации. Обедненная смесь при попадании в цилиндры двигателя вызовет детонацию с гораздо большей вероятностью, чем нормальная.
Детонация также может возникать от высокой нагрузки на двигатель. И дело необязательно в каких-либо неисправностях, а в особенности работы определенного двигателя. Поэтому задаваясь проблемой, почему стучат пальцы в двигателе при разгоне машины, стоит ознакомиться с нюансами работы силового агрегата вашего автомобиля. Возможно, это его недостаток, проявляющийся во время перегруженности мотора. Впрочем, если попытаться, к примеру, стартовать сразу на третьей передаче, то с большой вероятностью можно будет услышать даже не глухой стук, а громкий лязг на многих двигателях.
Чем опасна детонация?
Детонация может повлечь за собой непоправимые последствия для машины, например:
- Прогар поршня;
- Прожог прокладки ГБЦ;
- Повреждение клапанов;
- Поломка поршневых колец и так далее.
И это неполный список возможных повреждений. Корпусные детали двигателя также могут потрескаться. Современные двигатели, работающие на высоких оборотах, из-за детонации за считанные секунды могут выйти из строя.
Методы борьбы с детонацией
В двигателе существует специальная система гашения детонации, включающая в себя особую часть программы управления двигателем, датчики и исполнительный блок. Датчик устроен таким образом, чтобы реагировать на детонацию. При ее возникновении на пьезокристаллической пластине датчика возникнет напряжение, зависящее от амплитуды и частоты колебаний звуковой волны взрыва.
Блок управления принимает сигнал с датчика и, при обнаружении детонации, оптимизирует работу системы зажигания для ее прекращения. Однако эта система не всесильна. Если топливом является бензин с низкооктановым числом, она помочь не сможет.
Стучат пальцы в двигателе, что делать?
Первое, что нужно сделать при характерных звуках из-под капота – это попытаться уменьшить нагрузку на двигатель машины. Не стоит резко разгоняться и требовать от мотора его максимум – это его только быстрее "убьет", сократит ему срок службы.
Если вы используете топливо с низким октановым числом, то следует перейти на высокооктановые альтернативы. Нет смысла покупать дорогой бензин, обычный 95-й подойдет в большинстве случаях. Проверьте на всякий случай высоковольтные провода и свечи зажигания, поскольку именно из-за них часто случается детонация. Если из вышеперечисленного ничего не помогло, за помощью следует обратиться в автомобильный сервис.