Что такое вариатор в машине? Плюсы и минусы данной коробки




Что такое вариатор в машине? Плюсы и минусы данной коробки

Автор: Alex Категория: Трансмиссия

Содержание: [Скрыть]

Еще в конце 20 века автолюбители настороженно воспринимали автоматические коробки передач. Сейчас же полемика развернулась вокруг вариаторов. Водители выискивают плюсы и минусы, спорят на форумах какая из трансмиссий лучше, надежнее, доказывая свою точку зрения. Естественно этот спор ни к чему не приводит, ведь и АКПП, и вариатор имеют место быть.

Если вам нужен ответ на вопрос: «Какая из трансмиссий лучше?», тогда мы скажем, что обе трансмиссии хороши как автоматические, но не стоит их сравнивать с механической коробкой передач. Хотя сделать выбор между ними не просто. Так как все зависит от задач, которые вы ставите, приобретая свое транспортное средство. В этой статье мы вкратце расскажем, что такое вариатор в машине, плюсах и минусах этой трансмиссии, а также о ее видах.

На фото - вариаторная коробка передач в разрезе

Принцип работы вариатора в машине

Вариатор используется не только в автомобилях: мопеды, снегоходы, эскалаторы, станки и конвейеры также оснащены этим механизмом. В основе своей бесступенчатые устройства делятся на вариаторы зацепления и фрикционные системы. Для оснащения автомобильной коробки используются подвиды именно фрикционных вариаторов, которые делятся на:

  • Тороидальные;
  • Клиноременные.
  • Гидростатические.

Именно эти механизмы вызывают в настоящее время столько разногласий и называются автомобильными вариаторами, CVT или бесступенчатыми трансмиссиями, непрерывно изменяющими передаточное число.

Тороидальный вариатор работает по следующему принципу: ролики и диски, проходящие между двумя валами, изменяют отношение передаточного числа, сменой положения относительно оси.

Клиноременная система, как и все остальные не содержит шестеренок. Передается крутящий момент за счет клиновидного ремня, натянутого между двух шкивов. Передаточный диапазон варьируется длиной окружности контакта шкива с ремнем. Итог такой работы: крутящий момент меняется плавно, а не рывками, как в автоматической трансмиссии. На смену резиновым ремням пришли металлические наборные и цепные.

Подробнее об устройстве клиноременного вариатора можно узнать из следующего видео:

Гидростатический вариатор, в отличие от двух других имеет абсолютно иной принцип действия. Для его работы используются насосы переменного объема. И движение происходит благодаря гидростатическому насосу.

Разобравшись с вопросом, что такое вариатор в машине, плюсах и минусах CVT расскажем чуть ниже.

Плюсы и минусы вариатора

Как и любой механизм CVT иногда ломается, но растущий спрос на машины именно с этим типом трансмиссии говорит нам об их возрастающей популярности. По прошествии двух десятилетий вариаторы накрепко заняли свою нишу и довольно сильно изменились, несмотря на изначально слабые стороны:

  • Долгий прогрев зимой;
  • Обязательная своевременная замена трансмиссионного масла и контроль его уровня;
  • Регулярная замена ремня;
  • Стоимость ремонта выше, чем у остальных вариантов трансмиссии;
  • Высокая зависимость вариатора от качества работы датчиков и электроники в целом;
  • Не подходит для агрессивного стиля вождения.

Если в ранних моделях водителей напрягал монотонный звук на высоких оборотах, то в последние годы конструкторы решили эту проблему. Миф о непригодности вариатора для нагрузок также не имеет под собой почвы. На авто с бесступенчатой передачей повсеместно ставят фаркопы для прицепов и эксплуатируют их в штатном режиме. Если говорить конкретно, то славятся надежностью ниссановские вариаторы. Также в очередной раз поломал стереотипы и кроссовер Mitsubishi Outlander, предназначенный для бездорожья – в качестве трансмиссии разработчики использовали у этого внедорожника именно CVT.

На фото - коробка вариатор в разрезе

Несмотря на постоянное улучшение конструкции вариатора неизменным остаются его положительные стороны:

  • Лучшая экономия топлива по сравнению с другими трансмиссиями и высокая экологичность;
  • Плавное, непрерывное изменение скоростных режимов;
  • Стабильное удержание оптимальных оборотов двигателя и, как следствие, повышение срока службы мотора;
  • Ускорение происходит постоянно, а не рывками, как у других трансмиссий;
  • Меньшее время разгона при сравнении с АКПП;
  • Возможность самостоятельного ремонта выше, чем у автомата.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос работы вариатора в условиях минусовых температур. Трансмиссионная жидкость становится гуще на морозе, отчего частично теряет свои свойства, влияя на работу вариатора. Эксплуатация CVT зимой требует обязательного прогрева даже при небольшом морозе. Чем холоднее на улице, тем дольше нужно греть неподвижную машину.

На фото - указатель температуры охлаждающей жидкости автомобиля

Собственно, все рекомендации по этому вопросу есть в технической документации, которую мы вам настоятельно советуем изучить перед началом эксплуатации автомобиля с вариатором. Даже если вы ас вождения с 20-летним стажем или высококвалифицированный слесарь, собирающий механическую коробку передач буквально на коленке – изучайте. Время, потраченное на прочтение инструкции, сэкономит вам деньги и недели в случае возникновения ошибок в обслуживании и эксплуатации.

Какую трансмиссию выбрать?

Теперь вы знаете, что такое вариатор в машине, плюсах и минусах этой коробки. И если вы все еще не можете решить, с какой трансмиссией приобрести свой автомобиль, мы позволим себе дать совет: «С любой!». Если вы не ярый приверженец механики, и не берете авто для спорта, не слушайте никого и выбирайте ту машину, которая подходит именно вам.

Рейтинг 5.00 [1 Голос]

Понравилась статья? ПОСТАВЬ ЛАЙК!
5.0 из 5, основанный на 1 голосе

Добавить комментарий

Войти через соц. сети

                 

Защитный код
Обновить