Когда менять масло в автоматической коробке передач?




Когда менять масло в коробке автомат? Важные моменты, которые нужно знать

Автор: Alex Категория: Трансмиссия

Классическая гидромеханическая автоматическая коробка передач имеет два главных отличия от механической трансмиссии:

  • Отсутствие жесткой связи между двигателем и коробкой передач;
  • Рабочая жидкость помимо охлаждения и смазки также выполняет и другие функции.

В механической трансмиссии масло служит для смазки трущихся деталей, а в автоматической коробке передач оно также является рабочим телом, приводящим в движение автомобиль. Именно оно ответственно за передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии, включение и выключение передач.

За распределение масла отвечает гидроблок – металлическая плита, с расположенными в ней каналами и клапанами, регулирующими подачу рабочей жидкости.

На фото - гидроблок автоматической коробки передач

В процессе работы масло в АКПП нагревается от контакта с горячим двигателем и от внутреннего трения в самой гидросистеме. Для поддержания стабильной температуры автоматические коробки снабжаются масляными радиаторами.

Однако в процессе работы не смотря на качество масла, происходит износ деталей и образовывается металлическая стружка, которая и засоряет радиатор. В результате подобных загрязнений температура жидкости нагревается выше расчетной и постепенно ухудшает характеристики масла.

После этого нарушается работа выверенного механизма автоматической коробки, появляются рывки при переключениях и другие неполадки. В самом худшем случае АКПП приходит в негодность, и для ее восстановления требуются внушительные суммы денег.

Поэтому возникает необходимость периодической замены масла для предотвращения описанных неприятностей. В этой статье мы попробуем разобраться, когда менять масло в автоматической коробке, в каких случаях нужно произвести замену раньше положенного срока.

Что говорят о замене масла в коробке автомат производители?

По этому поводу производители имеют различные мнения и рекомендации. Например, «Тойота» рекомендует в автомобилях, произведенных до 1999 года, менять масло через 60 тысяч километров, а при работе в тяжелых режимах сократить пробег вдвое. А вот современных АКПП срок замены масла можно увеличить до 80 тысяч километров.

«Мерседес-Бенц» также предписывает производить замену жидкости в АКПП через 60 тысяч пробега при легком режиме эксплуатации. В тяжелых условиях работы масло предполагается менять чаще.

Однако некоторые производители утверждают, что масло в автоматической коробке проработает весь срок службы автомобиля, и заменять его нет необходимости.

Что стоит за этим утверждением?

Современные автомобили имеют гарантию производителя не менее 100 – 150 тысяч километров. Срок службы у них около 200 тысяч километров. При нормальных условиях эксплуатации коробка не должна сломаться, в течение гарантийного срока. А дальше - как повезет.

На фото - автоматическая коробка передач в разрезе

В любом случае, если вы не планируете пользоваться автомобилем дольше гарантийного срока, то можно так и поступить, отъездить 3 – 5 лет и избавиться от него. Если же пользоваться автомобилем предполагается дольше, не имея серьезных проблем с трансмиссией, или продать его хочется выгодно, то стоит позаботиться о его сохранности и вашей репутации. В частности, масло в коробке стоит периодически менять.

Когда менять масло в автоматической коробке передач?

Если сопоставить указанные в руководстве по эксплуатации огромные пробеги между заменами масла со скромным расходом топлива по заводским данным, то можно предположить, что многие производители лукавят, указывая результаты, полученные в неких идеальных условиях на стенде. Так как порой оказывается, что подобного расхода топлива в реальной жизни не добиться, следовательно, и до таких пробегов между заменами лучше не доводить.

На графика изображен пример сравнения реальных и официальных значений расхода топлива автомобиля

Хотя решить это должен каждый владелец автоматической трансмиссии для себя сам. В любом случае мы советуем придерживать следующих рекомендаций:

  • Если производитель предписывает замену масла при пробегах менее 100 тысяч километров для вашего автомобиля, то в принципе можно придерживаться регламента.
  • Если пробег, при котором следует менять масло, превышает 150 тысяч или просто «безлимитный», будем реалистами и заменим масло на более правдоподобных 80 – 90 тысячах километрах. А при тяжелых условиях эксплуатации сократим пробег вдвое.

Что такое «тяжелые условия»?

На это у производителей стандартный перечень режимов эксплуатации:

  • Езда по бездорожью, песку, снегу, в горах;
  • Гонки со светофоров;
  • Езда в пробках в режиме старт стоп;
  • Движение с прицепом или при полной загрузке и так далее.

В реальности могут встречаться все режимы движения от легкого шоссейного, до тяжелого бездорожья.

Как определить свой средний режим эксплуатации и заменить масло вовремя?

Тяжелые режимы от легких отличаются расходом бензина или солярки. Езда по шоссе с постоянной скоростью 90 км/ч будет легким режимом. А езда по городу в жару с включенным кондиционером, полной загрузкой и с плотным трафиком – тяжелым.

Для определения среднего режима в первую очередь следует замерить расход топлива у своего автомобиля в обоих циклах. Если же тяжелых условий вождения не предвидится, то попробуйте прибавить к паспортным данным, указанным в технической документации, 50% от расхода топлива в городе.

Фиксировать расход топлива лучше всего по компьютеру, но можно считывать данные с указателя уровня топлива, который находится на панели приборов. Полученные результаты записывайте на бумаге.

Путем несложных вычислений можно получить пробег, при котором вам лучше всего следует заменить масло в АКПП. Например, расход на шоссе по паспорту у вас составляет 7 л/100 км, а городской - 10 л/100.

Увеличиваем городской расход в 1,5 раза. Получаем примерный расход топлива автомобиля при эксплуатации в тяжелых условиях, который равен в данном случае 15 л/100 км.

Предположим, что на практике расход горючего у вас получился 9 л/100. А рекомендуемая периодичность замены масла для вашей коробки составляет 80 тыс. км в легких условиях и 40 тыс. км – в тяжелых.

Подставим данные в формулу: П= Л-(Р-Ш)/(1,5*Г-Ш)*(Л-Т).

  • Где П – пробег, на котором надо заменить масло, тыс. км;
  • Л – интервал замены масла в легком режиме вождения, тыс. км;
  • Т – интервал замены в тяжелом режиме, тыс. км;
  • Р – реальный расход топлива, л/100 км;
  • Ш – расход топлива на шоссе, л/100 км;
  • Г – расход топлива в городе, л/100 км.

Подставив имеющиеся значения, получаем вот такое уравнение:

80-(9-7)/(1,5*10-7)*(80-40)=70 тыс. км.

По итогам получается, что при нынешних условиях эксплуатации масло в АКПП следует менять на 70 тысяч километрах пробега.

Менять масло в автоматической коробке передач лучше всего с помощью оборудования, специально предназначенного под эти задачи, которое имеется практически во всех сервисных центрах по обслуживанию автомобилей

Из прочих автоматических коробок передач стоит отметить вариатор и робот:

  1. Вариатор даже более требователен к качеству масла, чем классический автомат. Помимо этого сроки замены масла, предписанные заводом производителем, у него меньше. И последствия от пренебрежения техническим обслуживанием у него куда серьезней.
  2. У роботизированных коробок пробеги между заменами больше, по сравнению с тем же автоматом. Но учитывать условия эксплуатации при заменах также следует аналогичным способом.

Имейте в виду, если ваш режим езды приближен к тяжелым условиям, то при каждом техническом осмотре не поленитесь проверить состояние жидкости в коробке. Если оно почернело, или в нем ощущаются различные примеси, твердые частицы, то не откладывайте замену. Так же это касается случаев, если при переключениях передач появились ощутимые рывки и толчки. Причем заменить масло в обоих случаях нужно как можно скорее.

Это все что мы хотели сказать по данному вопросу. Теперь вы знаете, когда менять масло в автоматической коробке, в разных условиях эксплуатации. Напоследок следует добавить: не экономьте на замене масла. Лучше произвести замену раньше, так как ремонт обойдется значительно дороже сэкономленных на замене денежных средств.

Рейтинг 5.00 [1 Голос]

Понравилась статья? ПОСТАВЬ ЛАЙК!
5.0 из 5, основанный на 1 голосе

Комментарии   

0 Александр#Александр
Одно ясно доподлинно, сроков никто не знает. Почему я интересуюсь сроками? Ну скажем так, у меня случай уникальный. Моя машина с роботизированно й коробкой, а сервисная книга оказалась от механики. В салоне сперва хотели произвести замену на 30000, но потом передумали и отложили до 40000 тысяч. На работе мужики озвучили 80000. Меня это заинтриговало, а с другой стороны машина новая, я ей не враг и оценивая выше прочитанное пожалуй поменяю на 40000.
04.11.2017 19:47 Ответить Ответить с цитатой Цитировать
0 Alex#Alex
Цитирую Александр:
На работе мужики озвучили 80000.

В роботе сроки замены масла значительно больше, чем в той же автоматической коробке передач. Хотя многие производители утверждают, что масло в РКПП можно вообще не менять. Так как роботизированна я коробка передач - это та же механика. В принципе, заменив масло на 80000 километрах, вреда коробке вы вряд ли принесете. Конечно, если речь именно о роботе. В АКПП же принцип работы абсолютно другой, и масло помимо смазки выполняет также и другие функции. Поэтому именно в автоматической коробке передач масло необходимо менять значительно раньше, в среднем 40-60 тыс. В роботе же срок замены можно увеличить, от 60 до 90 тыс. В зависимости от условий эксплуатации.
04.11.2017 20:38 Ответить Ответить с цитатой Цитировать

Добавить комментарий

Войти через соц. сети

                 

Защитный код
Обновить