Принцип работы механической коробки передач "для чайников"




Принцип работы механической коробки передач "для чайников"

Автор: Alex Категория: Трансмиссия

Содержание: [Скрыть]

Любому водителю, в особенности начинающему, необходимо знать, что такое коробка переключения передач (другое ее название - трансмиссия) и для чего она, собственно, нужна.

Помимо вполне очевидной необходимости умения ею владеть, понимание сути данного вопроса позволит вам в будущем избежать серьезных поломок автомобиля вследствие выхода из строя КПП, а значит, избежать весьма дорогостоящего ремонта.

Правильное использование трансмиссии позволит не только увеличить срок службы автомобиля, но и по максимуму использовать его возможности. Многие начинающие автолюбители, пытающиеся разобраться в этом вопросе, сталкиваются с обилием технических терминов, которые могут быть непонятны неподготовленному слушателю. В этой статье мы постараемся объяснить принцип работы механической коробки передач "для чайников".

Вообще, что такое КПП? Если не брать в расчет собственно механизм переключения, это совокупность валов с шестернями разного размера, которые передают вращение от двигателя к колесам. В трансмиссию входят ведущий вал, он передает вращение от двигателя к коробке переключения передач. И ведомый, с него вращение передается колесам.

В случае если автомобиль оборудован трехвальной трансмиссией, присутствует еще и промежуточный вал. На каждом из валов есть свой комплект шестерен (в случае трехвальной коробки на ведущем валу находится только одна шестерня).

Зачем нужны разные шестерни в коробке передач?

Дело в том, что шестерни разных размеров обладают разным количеством зубьев. Изначально ведущий вал, который передает вращение от двигателя, вращается с одной и той же скоростью. А вот ведомый вал, в зависимости от выбранной передачи (по факту, выбранной шестерни) вращается с разной скоростью, что позволяет разогнать автомобиль до более высокой скорости.

Ради эксперимента попробуйте вдавить "газ в пол" на первой и, скажем, на третьей передаче. В первом случае (на большинстве автомобилей) вы получите скорость не более 60-80 км/ч, а вот на третьей - гораздо выше. Правда, вам следует избегать подобных экспериментов, чтобы не перегреть двигатель.

Тогда почему бы не ездить все время, например, на пятой передаче, раз она позволяет достичь высокой скорости? Давайте попробуем разобраться в этом на примере бегуна (да, непосредственно к автомобилю это мало относится, однако название данной статьи - "Принцип работы механической коробки передач "для чайников"").

Представьте себе крутой склон, на вершину которого нужно добраться, и бегуна, который должен это сделать. Вбежать на склон он не сможет, так как ему не хватит сил. Но зато он может, сбавив скорость, медленно взобраться на вершину и продолжить бег. Так же и с автомобилем: машина, которая едет в гору, должна пользоваться более низкой передачей, чем та, что движется по автостраде. И это объясняется тем, что у более низкой передачи более высокий крутящий момент (сила, с которой вращается коленчатый вал).

Если же машина идет по шоссе, ей нужна скорость вращения колес. Поэтому необходимо использовать более высокие передачи - сам ведущий вал КПП не может вращаться с такой скоростью, поэтому необходимо перейти на более маленькую шестерню, пожертвовав крутящим моментом. По этой же причине невозможно сдвинуть автомобиль с места, скажем, на пятой передаче. Слишком маленькая мощность, которая передается на колеса, и на то, чтобы сдвинуть полуторатонный автомобиль с места, этой мощности не хватает.

Зато, если автомобиль уже движется с какой-то скоростью, то ведомый вал, ведущий на колеса, уже вращается. Поэтому двигателю нужно будет лишь чуть ускорить вращение, если необходимо увеличить скорость движения автомобиля.

Получается, что водитель, исходя из дорожных условий и желаемой скорости, последовательно переключает при помощи рычага пары шестерен на валах.

Собственно, для того, чтобы облегчить переключение передач, в состав КПП входят и другие элементы: синхронизаторы и сам механизм переключения передач, связанный с рычагом, который использует водитель во время переключения. Синхронизаторы служат для выравнивания угловых скоростей вращения валов - это дает более плавное и тихое переключение передач.

Универсального совета, на какой скорости нужно включать определенную передачу, естественно, не существует и существовать не может в силу того, что у каждой марки автомобиля двигатели и размеры шестерен на каждой передаче могут существенно отличаться.

В данном случае следует полагаться на свои ощущения. Вы должны чувствовать, когда динамика автомобиля падает, и переключать передачу в соответствии с выбранным скоростным режимом.

Вот и все! Вот так быстро мы разобрались с принципом работы механической коробки передач "для чайников". Надеюсь, наша статья оказалась вам полезной и понятной.

Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]

Понравилась статья? ПОСТАВЬ ЛАЙК!
5.0 из 5, основанный на 2 голосах

Добавить комментарий

Войти через соц. сети

                 

Защитный код
Обновить