Можно ли смешивать антифриз разных цветов и марок в системе охлаждения автомобиля?

Можно ли смешивать антифриз разных цветов и марок в системе охлаждения автомобиля?

Категория: Обслуживание и ремонт

Системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания бывают воздушного и жидкостного типа.

В современных автомобилях для поддержания оптимальной температуры работы двигателя применяют именно жидкостные системы охлаждения. Преимущество систем охлаждения автомобилей этого типа заключается в том, что такие системы способны поддерживать температуру двигателя в заданных пределах практически при любых погодных условиях.

Такие системы охлаждения в обиходе еще называют водяными, так как изначально в качестве охлаждающей жидкости в них использовалась вода. Неоспоримое достоинство систем охлаждения, в которых эксплуатировалась вода, заключалось в ее доступности. Утечка или испарение жидкости могло представлять затруднения только в пустыне. В остальных случаях воду можно было добыть хоть из снега, хоть из лужи, промыв впоследствии систему.

Недостатками же устаревших систем охлаждения автомобилей служили следующие явления:

  • Высокая температура замерзания воды, а именно при 0 °C.
  • Относительно низкая температура кипения.
  • Корродирование элементов системы охлаждения.

Если с кипением можно было достаточно легко справиться, снабдив систему клапаном давления, то замерзание воды при низких температурах доставляло немало забот в холодное время года. Именно эта проблема зачастую вызывала различные повреждения и утечки жидкости из системы охлаждения.

Решалась проблема заменой простой воды на ее смесь с добавлением глицерина и различных спиртов. Полученная охлаждающая жидкость оставалась жидкой при температуре намного ниже нуля. Впоследствии именно ее стали называть антифризом.

На фото – антифризы разных цветов и марок

В этой статье мы попробуем разобраться, можно ли смешивать антифриз разных цветов и марок в системе охлаждения автомобиля. А также расскажем, может ли нанести повреждения системе охлаждения такая смесь, выпасть в осадок, или все это просто заблуждение. Рассмотрим случаи, когда можно и лучше всего добавить воду, но для начала давайте разберемся с разновидностями антифризов.

Классификация антифризов по цвету и другим параметрам

Сегодня в автомобильных моторах эксплуатируются охлаждающие жидкости следующих типов:

  • Тосол;
  • Антифриз G11;
  • Антифризы G12, G12+, G12++;
  • Антифриз G13.

Впрочем, существуют и другие классификации, многие марки антифризов используют свое разделение по типам. Но это самая распространенная и общепринятая из всех. Ниже стоит рассмотреть ее более подробно.

Тосол – это название одного из наиболее старых существующих сегодня антифризов. Он был разработан еще в СССР специально для Жигулей. В его состав входит водный раствор сложных спиртов – этиленгликоля и силикатных присадок, образующих на стенках узлов защитную пленку.

Антифриз G11 изготавливается традиционной, так называемой силикатной методикой и окрашивается преимущественно в синий цвет. Состоит из водного раствора этиленгликоля и присадок:

  • Силикатов,
  • Фосфатов,
  • Боратов,
  • Нитритов,
  • Аминов.

К недостаткам жидкости можно отнести короткое время службы, которое составляет менее двух лет.

Антифриз G12 представляет собой класс карбоксилатных антифризов, которые принято окрашивать в оттенки красного цвета. Кроме водного раствора, состоящего из воды и этиленгликоля, в его состав входят соединения карбоновых кислот – карбоксилаты.

Особенностью данных антифризов является образование тонкой защитной пленки только в месте корродирования системы охлаждения автомобиля. Еще одно преимущественное отличие G12 – это повышенный срок эксплуатации жидкости. Его предписывается заменять после 5 лет эксплуатации автомобиля.

На фото – антифриз класса G12 красноватого цвета

Антифриз G12+ относят к классу гибридных жидкостей, использующихся в системах охлаждения. Также как и предыдущий антифриз, обычно окрашивается в красный цвет. Данный раствор также изготавливается на основе воды и спиртов (этиленгликоля), но в качестве присадок кроме карбоксилатных содержит силикатные, нитритные или фосфатные добавки.

Причем конкретный состав присадок может меняться и зависит не только от марки антифриза, но и расположения производителя. Например, в Америке и Европе или Японии и Южной Кореи состав присадок будет разным.

В антифризах G12+ используются две антикоррозийные технологии защиты:

  1. Создание защитной пленки, предотвращающей образование коррозии системы охлаждения.
  2. Точечная защита корродированных участков.

G12++ принадлежит к классу лобридных антифризов. Цвет, как и у предыдущих двенадцатых чаще всего красный. Также как и гибридный состав, антикоррозионные присадки этого класса антифризов обеспечиваются органической основой, дополненной силикатами.

Принцип действия этих присадок также не отличается от предыдущего типа:

  • Силикаты создают общую защитную пленку.
  • Органика защищает участки с все-таки начавшейся коррозии.

Отличие антифриза G12++ от предыдущего состоит в том, что в смесь при производстве было добавлено немного минеральных присадок. Также антифриз выделяется неограниченным сроком эксплуатации в случае, когда заливается в систему нового автомобиля. По крайней мере, об этом заявляют производители.

Антифриз G13 является представителем нового этапа развития жидкостей для системы охлаждения. Это принципиально новый класс, в котором ядовитый этиленгликоль заменен на пропиленгликоль, считающийся безвредным. Часто окрашивается в фиолетовый или розовый цвет. В остальном больше изменений нет, при изготовлении используются все те же антикоррозийные присадки.

Важно понимать, что каждый из вышеописанных антифризов может иметь абсолютно любой цвет. Так как изначально любой из антифризов белый, а цвет ему придают красители, которые добавляют в него производители. Поэтому разные марки антифризов одного и того же класса могут иметь разный цвет, впрочем, как и состав. Поскольку никакой стандартизации среди производителей в этом сегменте нет.

Можно ли смешивать антифриз разных классов?

Прежде чем мы дадим ответ, можно ли смешивать антифриз разных цветов и марок в системе охлаждения автомобиля, давайте еще раз пройдемся по перечисленным антифризам и проведем небольшой анализ смешиваемости составов разных классов. Стоит начать именно с основы антифризов, смешиваются ли они и какой результат можно при этом ожидать.

Совместимость спиртовых основ антифризов

Все перечисленные выше антифризы, кроме последнего, имеют в основе воду и раствор этиленгликоля. G13 основан на пропиленгликоле. Как известно, этиленгликоль и пропиленгликоль в чистом виде при смешивании не дают осадка и не образуют геля. Более того в отопительных системах домов есть рекомендации по использованию смесей, включающих оба этих спирта.

На фото – антифриз G13 розового цвета

Однако это не значит, что свойства раствора, состоящего из двух спиртов, не изменятся. В некоторых случаях возможно ухудшение тепловых характеристик полученной смеси, а именно:

  • Повышение точки замерзания (или загустевания).
  • Снижение температуры кипения.

Используемые присадки в антифризах

Теперь перейдем к присадкам антифризов. Стоит провести краткий сравнительный анализ составов охлаждающих жидкостей рассмотренных классов:

  1. Тосол: антикоррозийные присадки, силикаты.
  2. G11: фосфаты, силикаты, бораты, нитраты, амины.
  3. G12: карбоксилаты.
  4. G12+: карбоксилаты, нитриты, фосфаты.
  5. G12++: минералы, органика и силикаты.
  6. G13 содержит все те же органические присадки, что и G12++.

Выводы и рекомендации

При анализе полученных результатов напрашиваются выводы во многом противоречащие утверждениям, которые встречаются в других статьях. Получается, что основы охлаждающих жидкостей отлично смешиваются и присадки могут сосуществовать в одном антифризе и не вызывать, вопреки утверждениям продавцов и многих автолюбителей, ни выпадения осадка, ни образования геля.

Тем не менее, это не значит, что свойства полученного антифриза не изменятся, и будут соответствовать требованиям системы охлаждения автомобиля. Основная функция охлаждающей жидкости – это, конечно, отвод тепла, но эффективность разных видов антифризов в этом плане разная. Поэтому при смешивании теплопроводность смеси может значительно пострадать и вызвать тем самым перегрев двигателя, его отдельных участков. Особенно сильно это может отразиться на температуре мощных высокооборотистых двигателей.

Еще одной дополнительной задачей антифриза является защита и продление срока службы системы охлаждения. Качественный антифриз должен предотвращать образование отложений и накипи в радиаторе, а также защищать его от коррозии. Учитывая, что большинство антифризов универсальны, т.е. их можно применять для любого автомобиля, смешав антифриз одного класса с другим можно получить результат, который будет хуже выполнять свои функции, чем изначально залитая жидкость.

Поэтому без необходимости не лейте один класс антифриза в другой, тем более на длительный срок. А если такая нужда все же случается, то лучше всего следовать общепринятым рекомендациям:

  • Нельзя смешивать антифриз G12 с классом G11.
  • Можно смешивать жидкость G11 с G12+ или G13.
  • Допустимо соединять G12 и G12+.
  • Не стоит смешивать антифриз G12 с G12++ или G13.
  • Допускается смешивание антифризов G12+, G12++ и G13.

На картинке – совместимость антифризов разных классов

В то же время имейте в виду, что все выводы носят умозрительный характер. Держите их в уме, но не экспериментируйте на своей машине. К тому же смешивать антифриз в системе охлаждения зачастую бывает бессмысленно, в некоторых ситуациях гораздо лучше будет долить воду. Об этом мы подробнее расскажем немного ниже.

Можно ли смешивать антифриз разных цветов и марок?

Как показывает практика, смешивание антифриза одного производителя с другим, имеющим такой же класс и схожий химический состав, является допустимым. Выпадение в осадок полученной смеси крайне маловероятно. Так как в большинстве случаев смешивание схожих антифризов не вызывает серьезных изменений в химическом составе. Конечно, это касается случаев, если жидкость не поддельная. В противном случае последствия будут печальными.

Стоит отметить, что антифризы разных цветов и марок некоторых классов можно смешивать абсолютно безопасно. Так как химический состав в этих жидкостях у большинства производителей практически идентичен.

Среди всех антифризов можно выделить два таких класса:

  1. Этот тип можно смешать с любым другим аналогом, антифризом любой марки.
  2. Как и первый вариант, антифризы данного класса любого производителем безопасно смешивается между собой.

Запомните, что подбирать антифриз необходимо не по цвету, а по химическому составу и характеристикам. Цвет антифриза – это всего лишь краситель, который добавил в антифриз производитель. Антифризы разных марок могут быть идентичными по составу, но иметь абсолютно разные цвета.

Поэтому безопасно смешивать антифризы разных цветов можно, но только если состав, а также тепловые показатели двух жидкостей идентичны. В остальных случаях этого делать не рекомендуется. Поскольку такое смешивание может навредить как системе охлаждения автомобиля, так и двигателю.

Хотя стоит признать, что это происходит не сразу, а со временем. Поэтому если не уверены в схожести составов или у вас безвыходная ситуация и вы сознательно решились на крайние меры, то антифриз в систему можно залить, но только при условии что в скором времени вы его замените.

Помните, что при замене антифриза, перед заливкой новой жидкости, следует слить старый раствор и тщательно промыть систему охлаждения очистительным составом (дистиллированной водой с добавлением специального средства). В конце процедуры замены охлаждающей жидкости не забудьте прокачать систему охлаждения в соответствии с инструкциями в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Можно ли смешивать антифриз с водой в системе охлаждения автомобиля?

Как в интернете, так и реальной жизни многие наверняка встречали рекомендации, что вместо охлаждающей жидкости можно свободно использовать воду. Сразу ответим, что не просто можно, а зачастую даже нужно это делать. Но использовать необходимо не простую, а дистиллированную воду. Также делать это следует не всегда, а только в одном случае:

  • Если антифриз в системе охлаждения автомобиля просто выкипел, и никаких утечек больше нет. Только тогда уровень жидкости в бачке можно дополнить очищенной от всевозможных примесей водой и никак иначе!

Дело в том, что при кипении или в ходе эксплуатации антифриза испаряются не присадки и спирты, а только вода. Поэтому в таких ситуациях доливать нужно не антифриз, а именно воду. Иначе зимой вас могут ожидать проблемы.

Антифриз, как известно, состоит из концентрата и воды в соотношении примерно 1:1. И если постоянно доливать антифриз вместо воды, то количество концентрата в системе охлаждения увеличится, что, несомненно, скажется на характеристиках жидкости. Ведь температура замерзания антифриза уменьшается с увеличением содержания концентрата, но только до определенного момента. Если в радиаторе будет больше 70% концентрата, морозостойкость смеси может оказаться слишком низкой и зимой она просто замерзнет со всеми вытекающими последствиями.

Еще хуже дело обстоит в случае, если смешивать антифриз с водой в системе охлаждения автомобиля, когда охлаждающий раствор не испарился, а именно вытек вследствие каких-либо утечек. Тогда доливка воды наоборот приведет к еще более серьезным проблемам.

Всего можно выделить три основных недостатка воды, если использовать ее вместо антифриза в системе охлаждения, а именно:

  1. Вода закипает всего при 100 °C. Она не может обеспечить оптимальное охлаждение, так как рабочая температура двигателя составляет в среднем 90 °C, а иногда и выше. Особенно летом при высоких температурах вода будет не в состоянии эффективно отводить тепло.
  2. Вода замерзает уже при температуре 0 °C. Поэтому при минусовых температурах она не защитит систему от замерзания. Более того, вода при кристаллизации существенно расширяется, что и вызывает повреждения в системе охлаждения.
  3. Вода даже в чистом виде вызывает коррозию металлов. Больше всего от этого страдает именно радиатор. Поэтому при отсутствии в воде антикоррозийных добавок или когда их недостаточно много, радиатор начинает быстро корродировать.

Надеемся, теперь все понимают, почему нельзя излишне разбавлять антифриз водой или заливать воду в радиатор вместо охлаждающей жидкости. Здесь важно придерживаться золотой середины соотношения воды в антифризе для эффективности и долговечности системы охлаждения.

Это все что мы хотели сказать сегодня в статье. Теперь вы знаете, можно ли смешивать антифриз разных цветов и марок в системе охлаждения автомобиля. Совместимы ли различные антифризы, их присадки, а также можно ли разбавлять их водой, когда это допустимо, а когда нет. А какие антифризы смешивали вы и каков результат? Можно поделиться своим опытом в комментариях.

Рейтинг 4.50 [1 Голос]

Понравилась статья? Поделись с другими!
Рейтинг 4.0 из 5, основанный на 1 голосе

Добавить комментарий

Войти через соц. сети

           


Защитный код
Обновить