Когда менять масло в автоматической коробке передач? Важные моменты, которые нужно знать
Классическая гидромеханическая автоматическая коробка передач имеет два главных отличия от механической трансмиссии:
- Отсутствие жесткой связи между двигателем и коробкой передач;
- Рабочая жидкость помимо охлаждения и смазки также выполняет и другие функции.
В механической трансмиссии масло служит для смазки трущихся деталей, а в автоматической коробке передач оно также является рабочим телом, приводящим в движение автомобиль. Именно оно ответственно за передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии, включение и выключение передач.
За распределение масла отвечает гидроблок – металлическая плита, с расположенными в ней каналами и клапанами, регулирующими подачу рабочей жидкости.
В процессе работы масло в АКПП нагревается от контакта с горячим двигателем и от внутреннего трения в самой гидросистеме. Для поддержания стабильной температуры автоматические коробки снабжаются масляными радиаторами.
Однако в процессе работы не смотря на качество масла, происходит износ деталей и образовывается металлическая стружка, которая и засоряет радиатор. В результате подобных загрязнений температура жидкости нагревается выше расчетной и постепенно ухудшает характеристики масла.
После этого нарушается работа выверенного механизма автоматической коробки, появляются рывки при переключениях и другие неполадки. В самом худшем случае АКПП приходит в негодность, и для ее восстановления требуются внушительные суммы денег.
Поэтому возникает необходимость периодической замены масла для предотвращения описанных неприятностей. В этой статье мы попробуем разобраться, когда менять масло в автоматической коробке, в каких случаях нужно произвести замену раньше положенного срока.
Что говорят о замене масла в коробке автомат производители?
По этому поводу производители имеют различные мнения и рекомендации. Например, «Тойота» рекомендует в автомобилях, произведенных до 1999 года, менять масло через 60 тысяч километров, а при работе в тяжелых режимах сократить пробег вдвое. А вот современных АКПП срок замены масла можно увеличить до 80 тысяч километров.
«Мерседес-Бенц» также предписывает производить замену жидкости в АКПП через 60 тысяч пробега при легком режиме эксплуатации. В тяжелых условиях работы масло предполагается менять чаще.
Однако некоторые производители утверждают, что масло в автоматической коробке проработает весь срок службы автомобиля, и заменять его нет необходимости.
Что стоит за этим утверждением?
Современные автомобили имеют гарантию производителя не менее 100 – 150 тысяч километров. Срок службы у них около 200 тысяч километров. При нормальных условиях эксплуатации коробка не должна сломаться, в течение гарантийного срока. А дальше - как повезет.
В любом случае, если вы не планируете пользоваться автомобилем дольше гарантийного срока, то можно так и поступить, отъездить 3 – 5 лет и избавиться от него. Если же пользоваться автомобилем предполагается дольше, не имея серьезных проблем с трансмиссией, или продать его хочется выгодно, то стоит позаботиться о его сохранности и вашей репутации. В частности, масло в коробке стоит периодически менять.
Когда менять масло в автоматической коробке передач?
Если сопоставить указанные в руководстве по эксплуатации огромные пробеги между заменами масла со скромным расходом топлива по заводским данным, то можно предположить, что многие производители лукавят, указывая результаты, полученные в неких идеальных условиях на стенде. Так как порой оказывается, что подобного расхода топлива в реальной жизни не добиться, следовательно, и до таких пробегов между заменами лучше не доводить.
Хотя решить это должен каждый владелец автоматической трансмиссии для себя сам. В любом случае мы советуем придерживать следующих рекомендаций:
- Если производитель предписывает замену масла при пробегах менее 100 тысяч километров для вашего автомобиля, то в принципе можно придерживаться регламента.
- Если пробег, при котором следует менять масло, превышает 150 тысяч или просто «безлимитный», будем реалистами и заменим масло на более правдоподобных 80 – 90 тысячах километрах. А при тяжелых условиях эксплуатации сократим пробег вдвое.
Что такое «тяжелые условия»?
На это у производителей стандартный перечень режимов эксплуатации:
- Езда по бездорожью, песку, снегу, в горах;
- Гонки со светофоров;
- Езда в пробках в режиме старт стоп;
- Движение с прицепом или при полной загрузке и так далее.
В реальности могут встречаться все режимы движения от легкого шоссейного, до тяжелого бездорожья.
Как определить свой средний режим эксплуатации и заменить масло вовремя?
Тяжелые режимы от легких отличаются расходом бензина или солярки. Езда по шоссе с постоянной скоростью 90 км/ч будет легким режимом. А езда по городу в жару с включенным кондиционером, полной загрузкой и с плотным трафиком – тяжелым.
Для определения среднего режима в первую очередь следует замерить расход топлива у своего автомобиля в обоих циклах. Если же тяжелых условий вождения не предвидится, то попробуйте прибавить к паспортным данным, указанным в технической документации, 50% от расхода топлива в городе.
Фиксировать расход топлива лучше всего по компьютеру, но можно считывать данные с указателя уровня топлива, который находится на панели приборов. Полученные результаты записывайте на бумаге.
Путем несложных вычислений можно получить пробег, при котором вам лучше всего следует заменить масло в АКПП. Например, расход на шоссе по паспорту у вас составляет 7 л/100 км, а городской - 10 л/100.
Увеличиваем городской расход в 1,5 раза. Получаем примерный расход топлива автомобиля при эксплуатации в тяжелых условиях, который равен в данном случае 15 л/100 км.
Предположим, что на практике расход горючего у вас получился 9 л/100. А рекомендуемая периодичность замены масла для вашей коробки составляет 80 тыс. км в легких условиях и 40 тыс. км – в тяжелых.
Подставим данные в формулу: П= Л-(Р-Ш)/(1,5*Г-Ш)*(Л-Т).
- Где П – пробег, на котором надо заменить масло, тыс. км;
- Л – интервал замены масла в легком режиме вождения, тыс. км;
- Т – интервал замены в тяжелом режиме, тыс. км;
- Р – реальный расход топлива, л/100 км;
- Ш – расход топлива на шоссе, л/100 км;
- Г – расход топлива в городе, л/100 км.
Подставив имеющиеся значения, получаем вот такое уравнение:
80-(9-7)/(1,5*10-7)*(80-40)=70 тыс. км.
По итогам получается, что при нынешних условиях эксплуатации масло в АКПП следует менять на 70 тысяч километрах пробега.
Из прочих автоматических коробок передач стоит отметить вариатор и робот:
- Вариатор даже более требователен к качеству масла, чем классический автомат. Помимо этого сроки замены масла, предписанные заводом производителем, у него меньше. И последствия от пренебрежения техническим обслуживанием у него куда серьезней.
- У роботизированных коробок пробеги между заменами больше, по сравнению с тем же автоматом. Но учитывать условия эксплуатации при заменах также следует аналогичным способом.
Имейте в виду, если ваш режим езды приближен к тяжелым условиям, то при каждом техническом осмотре не поленитесь проверить состояние жидкости в коробке. Если оно почернело, или в нем ощущаются различные примеси, твердые частицы, то не откладывайте замену. Так же это касается случаев, если при переключениях передач появились ощутимые рывки и толчки. Причем заменить масло в обоих случаях нужно как можно скорее.
Это все что мы хотели сказать по данному вопросу. Теперь вы знаете, когда менять масло в автоматической коробке, в разных условиях эксплуатации. Напоследок следует добавить: не экономьте на замене масла. Лучше произвести замену раньше, так как ремонт обойдется значительно дороже сэкономленных на замене денежных средств.
Комментарии
В роботе сроки замены масла значительно больше, чем в той же автоматической коробке передач. Хотя многие производители утверждают, что масло в РКПП можно вообще не менять. Так как роботизированная коробка передач - это та же механика. В принципе, заменив масло на 80000 километрах, вреда коробке вы вряд ли принесете. Конечно, если речь именно о роботе. В АКПП же принцип работы абсолютно другой, и масло помимо смазки выполняет также и другие функции. Поэтому именно в автоматической коробке передач масло необходимо менять значительно раньше, в среднем 40-60 тыс. В роботе же срок замены можно увеличить, от 60 до 90 тыс. В зависимости от условий эксплуатации.
RSS лента комментариев этой записи