Классификация и виды моторных масел. Характеристика полусинтетики 10w-40
Приобретение автомобиля, это не только удовольствие от поездок и восхищенных взглядов прохожих, но и дополнительные расходы. Ежедневная забота и уход, внимательное отношение к работе автомобиля поможет сэкономить значительные суммы.
Многие начинающие водители интересуются, что именно требует повышенного внимания в автомобиле? Конечно двигатель авто! Проводя аналогию можно сказать, что двигатель - это сердце машины, а масло его кровь. Как сердце не может работать без притока крови, так и двигатель без масла.
Качественная смазочная жидкость защищает двигатель и его составляющие от быстрого износа деталей, коррозии их покрытия и перегрева. А так же удаляет продукты топливного сгорания: нагар, сажу, и образующуюся в ходе трения металлическую стружку.
Прежде всего, каждый новичок должен ознакомиться с выпускаемыми типами масел, знать их основу, свойства, маркировку, необходимо уметь ее расшифровать. Все эти знания помогут выбрать наиболее подходящее смазочное средство автомобилю, способное улучшить характеристики двигателя и увеличить его срок службы.
Важные сведения на этикетке канистры с маслом
На тарную этикетку смазочного продукта производители наносит некоторые буквы и цифры, часто непонятные простому потребителю. Данные символы - это сведения об отличительных характеристиках конкретного моторного масла. Производители всегда указывают:
- Вязкость масла;
- Его химический состав;
- Для какого типа двигателя масло предназначается.
Помимо этого также на этикетке указывается производитель, дата изготовления, срок годности и номер партии смазочной жидкости.
Классификация моторных масел по SAE
Каждое масло имеет аббревиатуру "SAE", а стоящие за ней числа указывают на индекс вязкости. Индекс вязкости - это параметр, который показывает изменение вязкости в зависимости от температурных условий. Проще говоря, масло с низким индексом вязкости с понижением температуры становится гуще, а при повышении - жиже. Высокий же индекс указывает на то, что при изменениях температуры вязкостные свойства масла меняются незначительно.
Именно вязкость является важнейшим параметром масла. Сказать по-простому, данное свойство масла позволяет жидкости в виде пленки обволакивать детали мотора, не стекая продолжительное время в картер и при этом сохранять текучесть. Такое состояние масла сводит взаимодействие механизмов к минимуму при холодном пуске мотора, увеличивая тем самым работоспособность и срок эксплуатации автомобильного двигателя.
Разделение масел по сезонам
В свою очередь моторные масла могут различаться по сезонности. Таким образом, смазки подразделяются на три вида:
- Летние;
- Зимние;
- Всесезонные.
Отрицательные стороны зимних и летних смазок заключается в их обязательной сезонной замене. То есть автовладельцу необходимо дважды в год менять масло, что не очень удобно, поскольку для этой процедуры требуется дополнительное время и деньги. Избежать сезонной замены поможет всесезонное масло. Такие масла пользуются у автовладельцев наибольшей популярностью, поскольку не требуют замены в течение целого года. Всесезонные масла объединяют в себе характеристики зимних и летних смазок. При низкой температуре обладают характеристиками зимних масел, а при высокой - летних.
Летние смазки в своем обозначении имеют числа от 20 до 60. К примеру, маркировка летнего масла может иметь вид - SAE 40. Где цифрами обозначают степень вязкости масла при рабочей температуре двигателя. И чем выше показатель вязкости в маркировке летнего масла, тем выше температура его использования. Это в свою очередь гарантирует более эффективное смазывание узлов двигателя при максимальных температурах работы мотора. В нашем случае максимальная температура применения моторного масла SAE 40 в летний период будет составлять +40 °C.
В маркировках зимних жидкостей после числа ставится буква "W". Что говорит о принадлежности смазки к использованию в зимний период. Пример маркировки зимнего масла - SAE 10W. В свою очередь число перед буквой W указывает на максимально низкую температуру воздуха, при которой масло сохраняет свою вязкость на должном уровне. И чем этот параметр ниже, тем более жидким будет масло при низких температурах, соответственно, тем легче запустить двигатель зимой. В данном случае масло пригодно к использованию до -25 °C.
Высчитать какое именно масло больше всего подходит для использования в вашем регионе зимой можно самостоятельно. Для этого необходимо от 35 отнять зимнюю температуру в вашем регионе. К примеру, зимняя температура в регионе составляет -25°C. Далее от 35 отнимаем число 25 и получаем 10. Следовательно, при покупке масла отдаем предпочтение продукту с маркировкой 10W.
У всесезонных масел маркировка выглядит немного иначе, в ней используется 2 числа вместе с буквой. Возьмем для примера полусинтетическое моторное масло SAE 10W-40. Число 10 показывает коэффициент вязкости при низких температурах, а 40 - при высоких. Говоря другими словами, моторное масло 10w-40 сохраняет необходимую для работы мотора вязкость при температурах от -25 до +40 градусов целься.
Стоит отметить, что рекомендованная рабочая температура всесезонной смазки зимой узнается также как и зимней. Однако следует помнить, что вычисление проводится только по первому числу, поскольку именно первые цифры говорят о максимальной температуре, при которой возможен запуск двигателя зимой. А число 40 - это максимальная температура использования масла в летний период.
Классификация масел по API
Помимо SAE, масла классифицируются по API. Состоит данный класс из ряда категорий, имеющих разное назначение и качество моторных масел. Разделяются они на три основных категории:
- Класс S – подходит для использования в двигателях, работающих на бензине, и в зависимости от года их выпуска может обозначаться как: SN, SM, SL, SJ, SH и так далее.
- Класс C - разработан для автомобилей с дизельными двигателями и также как прошлый класс может иметь разный вид: CJ-4, CH-4, CI-4, CG-4 и т. д.
- Класс EC – относительно новый ряд моторных масел. Состоит преимущественно из маловязких масел высокого качества. И по результатам множества испытаний позволяет уменьшить расход топлива на бензиновых моторах.
На тарной этикетке в обязательном порядке должна присутствовать информация о классе API.
Разновидности основ моторных масел
Любой вид масла в своем составе имеет как базовую основу, так и присадки, улучшающие свойства масла. Ниже рассмотрим основные разновидности основ масла, их преимущества и недостатки.
Минеральное масло
Минеральное масло (Mineral), это нефтепродукт неоднократно прошедший процесс перегонки. Минеральная смазка состоит из органической основы, поэтому плохо переносит высокие и низкие температуры. По причине нестабильности к температурным перепадам в минералку для улучшения свойств добавляют присадки, до 12% от общего количества масла.
Такие добавки помимо плюсов имеют и минусы. Главный недостаток заключается в быстром выгорании присадок при высоких температурах работы мотора. Разрушаясь, присадки приводят минеральную смазку в негодность, ее характеристики при этом ухудшаются в разы, что в конечном итоге может привести к поломке силового агрегата.
На сегодняшний день потребление этого смазочного материала идет на спад, пользовалось данное масло наибольшим спросом во времена советских автомобилей. Покупают минералку, как правило, для автомобилей с большим пробегом и изношенным мотором, а так же для дизельных агрегатов и двигателей с карбюраторной системой.
Единственное достоинство минерального масла это его цена. Производство и технология минералки не отличается особой сложностью. По этой причине цена органического продукта гораздо ниже других.
Синтетическое моторное масло
Название синтетического масла (Fully Synthetic) говорит о его происхождении, синтезировано искусственным путем. При этом используются прошедшие тщательное очищение нефтепродукты, соединения углеводородов и газ.
В ходе синтеза образуются различные химические соединения, поэтому полученные таким путем смазочные средства, имеют разный химический состав. Основой синтетики могут быть:
- Эфиры;
- Гликоли;
- Силиконы;
- Полиальфаолефины (ПАО).
В попытках разнообразить, улучшить свойства смазки производители практикуют смешивание основ.
Впервые начали применять синтетическую смазку в авиации. Поскольку именно для улучшения работы двигателей самолетов требовались масла, не меняющие свои свойства при экстремально низких и высоких температурах. Таким образом, полученная синтетическая смазка показала отличные результаты. В дальнейшем синтетические масла стали выпускать и для автомобильных двигателей.
Отличительные свойства синтетики:
- Низкая испаряемость, что снижает расход смазки в двигателе.
- Обладает высоким индексом вязкости, что обеспечивает оптимальную толщину пленки независимо от температурных перепадов. Это в свою очередь способствует увеличению срока службы мотора.
- Синтетическая смазка имеет низкий коэффициент трения, что повышает эффективность силового агрегата.
- Обладает повышенными термоокислительными свойствами, что увеличивает срок службы масла.
- Сохраняет текучесть при экстремально низких температурах, что снижает износ при запуске двигателя в мороз.
В настоящее время синтетика наиболее востребована в регионах с очень холодным или жарким климатом.
Недостатки синтетики заключаются:
- В ее высокой стоимости из-за сложности производства;
- В несовместимости с маслами на основе органики. Точнее сказать по причине несовместимости их присадок.
Если бы смешиванию подвергались лишь основы, вред наносимый двигателю был бы минимальным. Смазки с разным химическим составом несовместимы.
Отдавая предпочтение синтетическому маслу, следует помнить, что дороговизна приобретения не гарантирует его подлинности. Смазки подделывают, как и любые другие товары.
Полусинтетическое масло
Благодаря соединению базовой органической основы и синтетики, в соотношении 2:1, более полу века назад было получено полусинтетическое моторное масло (Semi Synthetic). В результате получилась качественная смесь, обладающая характеристиками двух смазок. Как и в других маслах полусинтетика также имеет пакет разнообразных присадок. Информацию о назначении каждой добавки изготовители отображают на тарной этикетке своего продукта.
На сегодняшний день моторное масло 10W-40 полусинтетика, самое востребованное смазочное средство у автовладельцев. Это универсальное средство относится к классу всесезонных смазок, не требующих замены в течение года. Пригодно к использованию при температурах от -25 до +40°C. Большая часть водителей по всей стране отдают предпочтение именно этому маслу. Давайте рассмотрим, что именно в этом масле привлекает водителей.
Характеристика моторного масла 10W-40 полусинтетика
Моторное масло 10W-40 полусинтетика неспроста пользуется на рынке смазочных средств таким спросом. Важную роль при выборе в первую очередь играет ценовая доступность, даже при среднем заработке потребителя. По цене оно немного выше минералки, но значительно ниже синтетики.
Помимо цены полусинтетика имеет и другие достоинства, влияющие на выбор потребителей. Несмотря на наличие в масле органики обладает прекрасными эксплуатационными свойствами, значительно превосходящими минеральную смазку. В частности можно выделить следующий набор свойств полусинтетики:
- Моторное масло 10W-40 обладает отличными моющими свойствами. Такое свойство стало возможным благодаря присадкам, входящим в состав полусинтетики. Результат таких добавок очевиден, работающий двигатель бесперебойно промывается, тем самым снижая возможность возникновения отложений на составляющих частях и стенках мотора.
- Возникающие при работе двигателя твердые, мелкие частицы - угроза автомобильному двигателю, поскольку они не способны раствориться, и могут забить масляные каналы и фильтр. Полусинтетика 10W-40 образует из таких отходов взвесь, поддерживает ее, не давая выпасть в осадок, и тем самым предотвращает мотор от поломки.
- Особенностью моторного масла 10W-40 полусинтетики является устойчивость к окислению. Содержащиеся в масле щелочные добавки замедляют скорость старения масла, предотвращают окисление, тем самым предохраняя мотор от коррозии.
Естественное окисление масла происходит при взаимодействии его с воздухом. В этом процессе катализатором, ускоряющим окисление, является металлическая поверхность составляющих двигателя, разогревающихся при работе мотора. При окислении образуются кислоты, которые изменяют характеристики масла и приводят к коррозии.
- При изготовлении моторного масла 10W-40 ведущие производители масел учитывают влияние температуры на износостойкость двигателя. Сбалансированные основа и присадки полусинтетики специально разработаны для увеличения работоспособности двигателя в не зависимости от климатических условий эксплуатации. Полусинтетическое масло обеспечивает качественное смазывание, равномерно распределяясь по деталям мотора даже при сильных перепадах температуры, тем самым защищая автомобильный двигатель от износа.
- Способность масла 10W-40 сохранять оптимальную толщину пленки при любых режимах работы позволяет снизить силу трения между деталями мотора, тем самым увеличивая КПД двигателя, его мощность. Устойчивость вязкостных свойств полусинтетики к различным температурам в конечном итоге также сказывается и на расходе топлива.
- Моторное масло 10W-40 производится не только для бензиновых двигателей. Полусинтетика прекрасно подходит для использования в автомобилях с дизельными моторами. При работе дизельного двигателя выделяется сажа и различные серные продукты сгорания. Они способны достаточно быстро засорить двигатель и свести полезные свойства масла к минимуму. В полусинтетике 10W-40, изготовленной специально для дизелей, в составе имеются присадки, назначение которых удерживать сажу, очищать двигатель и сохранять свойства масла на протяжении долгого времени.
Полусинтетика 10W-40 используется как в новых, только купленных машинах, так и с приличным пробегом. Является универсальной смазкой, подходящей практически для любых автомобилей, будь то русская марка или зарубежная.
Стоит ли в масло добавлять присадки?
Любые смазки в своем составе имеют специальные примеси, присадки, которые служат для улучшения свойств масла. У ведущих производителей моторные масла сходят с конвейера уже с добавленными присадками, обладающими разными свойствами. К примеру, в маслах используются:
- Противокоррозионные;
- Антиокислительные;
- Моющие и многие другие добавки.
В свою очередь каждый завод изготовитель в своих маслах использует и разное содержание этих присадок. Общее количество присадок в масле может составлять около 20%. Из них 10% - это вязкостные добавки.
Многие автовладельцы по недоверию к изготовителям масел или по советам других автолюбителей, не обращая внимания на предостережения производителей, дополнительно доливают в готовое масло присадки. Этому также способствуют и различные магазины, предоставляющие огромный выбор добавок для двигателя. Они заманивают покупателей обещаниями, что присадки улучшат работу мотора, повысят его мощность и снизят расход топлива.
Опытные же автомобилисты не советуют этого делать, поскольку добавленные присадки значительно меняют состав смазки, что в конечном итоге вызывает не улучшение, а ухудшение характеристик масла. Решившись на такой шаг следует помнить, что таким образом нарушается масляный баланс, разработанный производителем. Смазка с измененным составом со временем может разрушить основные элементы двигателя.
Заключение
Необходимо помнить, что нельзя заливать в машину первое понравившееся масло. Не смотря на то, что полусинтетическое масло прекрасно подходит как для новых машин, так и с пробегом. Прежде всего, необходимо прочитать руководство по эксплуатации автомобиля, где производитель и указывает какое масло подходит данному двигателю.
Автомобильные концерны Volkswagen, Peugeot, Skoda, BMW оценили достоинства моторного масла 10W-40 полусинтетики и его соответствие всем международным стандартам. Производители этих известных компаний рекомендуют полусинтетику для использования в своих автомобилях.
Избежать многих проблем, продлить работоспособность и срок службы двигателя можно придерживаясь советов производителей, и выбирая лишь качественное моторное масло. Ни для кого не секрет, что не малая часть продаваемых на рынке моторных масел фальсификат. Поэтому во избежание не качественной покупки смазочные средства следует приобретать в тех магазинах, которые напрямую сотрудничают с производителями масел. Официальные дилеры предоставляют при необходимости сертификаты соответствия на распространяемую продукцию. Ну а выбор марки моторного масла - личное дело потребителя.
Новые статьи

Комментарии
RSS лента комментариев этой записи