ESP: что это такое в машине, как работает, и нужна ли система ЕСП в автомобиле

ESP, что это такое в машине, как работает, и нужна ли эта система в автомобиле?

Категория: Устройство автомобиля

В связи с повсеместным внедрением различных электронных новшеств в современные автомобили, многие автолюбители естественно задаются вопросом о том, что это за системы такие и для чего они вообще нужны.

Ведь в настоящее время даже в самые дешевые машины устанавливают такие функции, которые еще совсем недавно можно было видеть в комплектациях дорогостоящих автомобилей премиум класса. В этой статье мы расскажем о такой полезной системе как ESP, что это такое в машине, из чего состоит, как работает, а также нужна ли она вообще. Постараемся далее в подробностях ответить на эти и другие вопросы.

ESP, что это такое в машине

Несмотря на распространенное утверждение, что управлять автомобилем достаточно просто, на деле же это оказывается не совсем так. Ведь в разных условиях эксплуатации автомобиль ведет себя по-разному. В процессе вождения на траекторию движения машины постоянно влияют различные внешние факторы, к примеру:

  • неравномерное дорожное покрытие;
  • резкие повороты;
  • различные препятствия;
  • сложные погодные условия.

Скользкая, извилистая, заснеженная дорога – непростое испытание для любого водителя

А иногда и все вместе. Одна из основных опасностей при движении в таких условиях – занос, который в лучшем случае вызывает сложности с управлением автомобиля. В худшем – случайный занос может приводить к неуправляемому и непредсказуемому движению машины, а это довольно часто является причиной серьезных аварий.

К сожалению, подобные случаи происходят не только с начинающими, но и более опытными водителями. Поэтому для помощи с управлением автомобиля в таких ситуациях была создана специальная система, которая впоследствии стала обозначаться аббревиатурой ESP, что расшифровывается как Electronic Stability Program. А в переводе с английского – электронная система динамической стабилизации или просто система курсовой устойчивости.

Иначе говоря, ESP является составляющей активной системы безопасности, которая в случае заноса с помощью компьютера может управлять силой вращения как нескольких колес одновременно, так и каждым из них по отдельности, тем самым помогая водителю выровнять автомобиль, эффективно противодействовать его боковому скольжению.

По картинке понятно: для чего нужна система ESP, что это такое в машине, а также как она влияет на траекторию автомобиля

Также "ESP" является самой распространенной и общепринятой аббревиатурой системы курсовой устойчивости среди большей части европейских и американских машин, но далеко не единственной. У различных автопроизводителей обозначения системы стабилизации могут сильно отличаться между собой, но принцип их работы от этого не меняется.

Например, в зависимости от конкретного производителя аналоги ESP могут иметь следующие названия:

  • ESC или Electronic Stability Control – в машинах от таких компаний как Хендай, Киа и Хонда;
  • DSC или Dynamic Stability Control – в автомобилях марки Ровер, Ягуар и БМВ;
  • DTSC или Dynamic Stability Traction Control – в машинах Вольво;
  • VSA или Vehicle Stability Assist – в автомобилях Шевроле, Хонда и Акура;
  • VSC или Vehicle Stability Control – в машинах марки Тойота;
  • VDC или Vehicle Dynamic Control – от компаний Субару, Ниссан и Инфинити.

Интересный факт, что большую популярность ESP обрела не в момент создания, а гораздо позднее. И случилось это не благодаря внедрению инновационного новшества в автомобили тех лет, а из-за банального скандала, который получил широкую огласку в 1997 году. Шумиха развязалась вокруг спроектированного тогда Мерседес-Бенц А-класса по причине выявления его серьезных недостатков.

Дело в том, что данный малогабаритный легковой автомобиль для лучшего комфорта пассажиров был наделен достаточно высоким кузовом, но из-за этого центр тяжести также получился высоким. По этой причине машина была склонной к значительным кренам в поворотах, а также существовала возможность переворота при исполнении такого маневра как "переставка". Решением проблемы стала переработка подвески данной модели машины, а также внедрение в конструкцию системы курсовой устойчивости. После этого случая ESP стала известной.

Устройство ESP

Машина с установленной системой ESP в своей конструкции имеет следующие компоненты:

  • Датчики, установленные на всех колесах, отслеживают частоту вращения каждого из них по отдельности.
  • Датчик, отслеживающий вращение машины вокруг своей оси.
  • Датчик, определяющий угол поворота рулевого колеса.
  • Гидравлический агрегат, который увеличивает и уменьшает давление в колесных тормозных механизмах.
  • Блок управления, обрабатывающий всю информацию, определяет по сигналам датчиков, когда нужно вмешаться.

На картинке – устройство ESP в автомобиле

При этом устройство стабилизации ESP напрямую взаимодействует с другими компонентами активной системы безопасности автомобиля, а именно:

  • ABS – система, созданная для предотвращения блокировки колес, а также сохранения управляемости при экстренном торможении.
  • EBD – система, служащая для индивидуального распределения тормозных усилий на каждом колесе.
  • EDS – система, отвечающая за принудительную электронную блокировку дифференциала, которая позволяет исключить пробуксовку ведущих колес при старте или разгоне.
  • ASR – антипробуксовочная система, позволяющая сохранить сцепление ведущих колес с дорожным покрытием при резком разгоне или торможении.

Помимо этого, блок управления ESP также взаимодействует с ЭБУ двигателя внутреннего сгорания и автоматической коробки передач. Более того, управляющий блок ESP может не только получать сигналы от данных систем, но и также влиять на их работу при возникновении критических ситуаций на дороге.

Как работает ESP в автомобиле

Как мы уже писали выше, эта сложная система состоит из различных составляющих, а именно:

  • Наружных измерительных устройств, которые отслеживают определенные параметры;
  • Специального блока управления;
  • Гидравлического исполняющего механизма.

С помощью внешних датчиков ESP прослеживает за углом поворота руля, положением педали газа, системой торможения (по сути, следит за действиями водителя) и различными изменениями в текущем движении автомобиля. Данные обрабатываются и направляются в центральную систему управления, которая при малейшей необходимости может задействовать любые исполняющие устройства, связанные с системой активной безопасности.

Блок управления непрерывно проводит анализ поступающей с датчиков информации, причем делает это с частотой до тридцати раз в секунду. И в случае обнаружения каких-либо отклонений в положении элементов управления транспортного средства от текущих параметров движения машины – ESP вмешивается в управление. Тем самым помогая водителю сохранить контроль над машиной, а также противодействовать боковому движению.

Нужно понимать, что электронная начинка ESP не настолько умна, как это может показаться поначалу. Система стабилизации неспособна определять фактические размеры дороги, а также безопасную траекторию движения автомобиля. Корректировка курса, вышедшей из-под контроля машины, происходит исключительно в сторону направления ведущих колес. Поэтому водителю в случае заноса необходимо самостоятельно направлять свое транспортное средство по нужной траектории, в то время как электроника поможет сохранить контроль и управляемость над машиной.

На картинке – как работает система ESP в машине при разных условиях движения автомобиля

В свою очередь корректировка направления движения автомобиля может осуществляться:

  • С помощью системы торможения, которая по сигналу блока управления может прижимать и отпускать диски тормозов определенных колес.
  • С помощью изменения частоты вращения коленчатого вала. Последнее достигается вследствие вмешательства ESP в систему подачи топлива.

Какие действия следует предпринять в той или иной ситуации, чтобы стабилизировать движение машины – определяет блок управления. Например, если в критической ситуации автомобиль начинает заносить, ESP может снижать обороты двигателя и одновременно с этим подтормаживать внешним передним колесом, чтобы стабилизировать машину на дороге.

Конкретный пример работы ESP

Давайте рассмотрим работу ESP на реальном примере, когда водитель неожиданно попадает в ситуацию, которая требует быстрого маневрирования. Например, на дороге перед машиной неожиданно возникает препятствие. Водитель для объезда препятствия резко поворачивает руль влево, в то же время датчик поворота рулевого колеса передает эту информацию ESP. Но датчик угла поворота информирует о том, что машина поворачивает недостаточно. А это означает, что ведущие колеса потеряли сцепление с дорожным покрытием и теперь машина движется прямо на препятствие.

Для выхода из сложившейся ситуации ЕСП за доли секунды принимает решение и резко замедляет вращение левого заднего колеса на короткий промежуток времени – это действие производит желаемое противодействие заносу. Таким образом, система помогает водителю сохранить управление над машиной и эффективно увернуться от столкновения с препятствием.

На картинке – работа ESP при заносе передних колес автомобиля

Но что произойдет, если водитель с целью удержания машины на левой полосе после уклонения резко начнет крутить руль в сторону противоположную заносу? В результате такого маневра машина может повернуться слишком сильно, и задняя часть кузова войдет в занос влево. То есть крутящий момент вправо будет стремиться развернуть машину вопреки желаниям человека за рулем.

Чтобы этого избежать, ESP моментально замедляет вращение левого переднего колеса – это воздействие позволит уменьшить крутящий момент кузова и с большой вероятностью не даст автомобилю войти в занос. Таким образом, благодаря ESP машина остается управляемой, в то время как автомобиль без системы стабилизации могло бы полностью развернуть и отправить в кювет.

На картинке – как работает ESP в автомобиле при заносе задней оси

Плюсы и минусы ЕСП

Разобравшись с ESP, что это такое в машине, за что отвечает, для чего нужна, и как работает эта система, настало время рассмотреть ее плюсы и минусы. Ведь любая система в автомобиле имеет свои достоинства и недостатки и ESP здесь не исключение. Но стоит признать, что на сегодняшний день ее "нужность" не может вызывать сомнений. По статистическим данным после внедрения этой системы аварийность уменьшилась примерно на 30%, а это немало и что-то да значит.

Как это ни странно, но мнение водителей насчет системы курсовой устойчивости неоднозначное. Многие из обладателей испытывают недовольство из-за того, что в некоторых ситуациях ESP вопреки желаниям водителя временно берет под контроль педаль газа, не позволяя двигателю развить всю свою мощь.

Конечно, система курсовой устойчивости неспособна оценить уровень водительского мастерства человека за рулем, поэтому вмешивается в управление в независимости от его стремлений "погонять". К примеру, в определенных случаях, когда для выхода из опасной ситуации водитель решит прибавить оборотов, чтобы "вытянуть" машину – ESP подобный маневр провернуть не позволит.

Неумение правильно оценивать действия водителя в подобных ситуациях – является хоть и основным, но не единственным недостатком ESP. Дело в том, что иногда систему курсовой устойчивости нужно действительно отключать, например, чтобы с помощью раскачки выехать из грязи, песка или снега, если застряли. Хотя при возможности отключения ЕСП специальной кнопкой, которой можно воспользоваться в любой момент, подобной проблемы у вас не возникнет.

В любом случае не стоит из-за этого упускать достоинства системы курсовой устойчивости, которых, собственно, не мало:

  • При использовании ESP улучшается устойчивость и управляемость автомобиля. Система курсовой устойчивости способствует удержанию машины в пределах заданного направления движения.
  • Система ESP распознает потерю управляемости и задействует тормозные механизмы практически моментально. С момента фиксации начала заноса до срабатывания тормозных устройств, необходимых для стабилизации курса, проходит не более 20 миллисекунд. Это позволяет системе действовать и исправлять ситуацию на самых ранних этапах заноса, когда водитель еще даже не понял, что машину "повело".
  • В то же время ЕСП полностью самостоятельная система, работающая плавно и практически незаметно. Обычно водитель замечает срабатывание системы стабилизации только по сигналу индикатора на приборной панели.
  • Более навороченные версии ESP оснащаются различными дополнительными помощниками, например системой стабилизации прицепа или противодействующей опрокидыванию машины.
  • Во многих автомобилях имеется функция отключения ЕСП.

Как видите, система стабилизации стоит того, чтобы при покупке автомобиля обратить на нее внимание. Но нужно понимать, что насколько бы эффективной ни была ESP, на все 100% она вас не защитит. Система стабилизации способна исправить лишь небольшие просчеты в управлении автомобилем.

Но если вы грубо нарушите законы физики, например, попытаетесь на скорости в 100 км/ч пройти крутой поворот, да еще и на скользкой дороге, то ни одна в мире система автоматизации вам этого исправить не сможет. Поэтому за рулем нужно всегда сохранять внимательность и осторожность, а не надеяться на чудо от подобных систем.

Можно ли отключить ESP

На многих машинах производители предусмотрели возможность отключения ESP с помощью специальной кнопки на панели приборов, но эта функция имеется не во всех моделях. На одни автомобили кнопку отключения вообще не устанавливают, на других же эта функция есть, вот только работает она не всегда так, как хотелось бы, например:

  • На некоторых машинах ESP может отключаться только частично. То есть сама система остается активной, перестают работать лишь некоторые ее подсистемы, такие как ASR.
  • На других автомобилях ESP может полностью отключаться, но только временно. Система автоматически запустится через некоторый промежуток времени или по достижению автомобилем определенной скорости движения.

В любом случае эту информацию следует обязательно уточнять при покупке автомобиля, если для вас это важно.

На картинке – кнопка отключения ESP в машине

Тем не менее, в некоторых ситуациях производители и сами рекомендуют отключать ЕСП, а именно:

  • Если вы установили колесо меньшего размера (докатку).
  • При установке на машину колес разного диаметра.
  • При движении на автомобиле по бездорожью, льду, траве, сыпучему песку.
  • При установке различных браслетов противоскольжения или цепей на колеса.
  • Когда вам нужно "раскачать" машину, чтобы выехать из грязи или снега.
  • В случае проведения замеров или диагностики автомобиля на динамическом стенде.

Во всех остальных случаях отключать ESP в машине мы вам не советуем, если конечно вы не собираетесь ставить новые рекорды скорости. Ведь ESP служит для обеспечения максимальной устойчивости и безопасности при движении автомобиля, а она с этой задачей справляется весьма неплохо.

Это все что мы хотели сказать о системе курсовой устойчивости в этой статье. Надеемся, вы получили достаточно информации о ESP, что это такое в машине, и как работает эта система, а также ее плюсах и минусах. А стоит ли эта функция дополнительных вложений при покупке автомобиля или же является нерациональной тратой денежных средств – каждый водитель должен решить для себя сам.

Рейтинг 4.27 [35 Голоса (ов)]
Рейтинг 4.3 из 5, основанный на 35 голосах

Добавить комментарий