Коробка передач автомат, как пользоваться? Режимы и нюансы эксплуатации АКПП

Коробка передач автомат, как пользоваться? Режимы и нюансы эксплуатации АКПП

Категория: Техника вождения автомобиля

Если вы покупаете свою первую машину, важно правильно определиться с выбором управления. Это может быть умная коробка передач, переключающая скорости в автоматическом режиме, либо классическая механическая КПП.

Для начинающих водителей, а также девушек пользоваться автоматической коробкой передач более предпочтительный вариант. Причин такого выбора может быть несколько. К примеру, профессиональные гонщики не любят коробки автомат за медленный разгон, а также низкую эффективность. На старте ручное переключение скоростей дает целых 3 секунды форы. Впрочем, на дорогах такое преимущество выглядит сомнительно. Тогда как коробка автомат, упрощающая управление автомобилем, станет настоящей находкой для неопытного водителя.

В этой статье речь пойдет о коробке передач автомат, как пользоваться автоматической трансмиссией, основных режимах работы, нюансах эксплуатации автомобилей с этим приводом. На эти и другие вопросы, связанные с АКПП, мы ответим ниже в статье.

На фото – селектор коробки автомат

Основные режимы селектора автоматической коробки передач

АКПП по типу механики имеет 4 основных режима работы коробки передач:

  1. "D";
  2. "R";
  3. "P";
  4. "N".

Режим "D" можно перевести как "движение". В механической коробке он не выделен специально. Водитель просто переключает скорости, зажимая и отпуска сцепление. Машина, оснащенная автоматикой, вообще не предполагает педали сцепления, а смена скорости движения регулируется автоматически в зависимости от скорости автомобиля и нажатия на педаль газа. Если вы нажмете на акселератор с большей силой, АКПП переключит вас на нужную скорость. Когда будет нужно снизить скорость, сбросьте обороты, отпустив педаль газа, и автоматика осуществит торможение.

Безусловным преимуществом режима "D" является устойчивость машины на склонах. То есть, когда вы будете "трогаться" под углом, можно не опасаться за откат вашего авто назад. Однако это не повод полностью расслабиться. На слишком крутом склоне автоматика не застрахует транспортное средство от "сползания".

"R" или реверс – еще один режим, предназначенный для движения, включает задний ход. Переключаться на этот режим можно только после полной остановки машины.

Что же касается самой остановки, продолжительной стоянки, то для этого существует режим парковки – "P". При включении паркинга ведущие колеса будут автоматически заблокированы. Если сравнивать с механической коробкой, то "Р" в автоматике исполняет роль стояночного ручника.

Заводить и выключать двигатель автомобиля, укомплектованного АКПП, нужно именно в этом режиме. Главное не ошибиться с переключением режимов во время движения. К примеру, включенный режим парковки у двигающейся машины можно соизмерить с совершением крупной аварии, что, соответственно, приведет к серьезной поломке коробки передач автомат.

Обратите внимание, что в условиях эксплуатации АКПП, использование режима парковки не исключает применение ручника, а служит лишь дополнением.

Ну и конечно режим "N" – равнозначен нейтральному положению в ручной коробке передач. Устанавливая нейтральный режим, помните, что колеса не будут заблокированы. Парковать машину в нейтральном положении нельзя. Зато он отлично подойдет, если авто нужно отбуксировать не заводя двигатель на небольшое расстояние.

Дополнительные функции автомобиля с коробкой автомат

Кроме основных функций, существуют и дополнительные опции коробки передач автомат, как пользоваться ими, для чего нужны, подробно об этом расскажем ниже.

Сразу стоит отметить, что многие вспомогательные функции автоматических коробок передач в зависимости от марки автомобиля могут иметь разные названия, но будут работать примерно одинаково.

Так, например, режимы "Norm" и "Econ" помогут максимально сэкономить на расходе топлива. Когда включается одна из опций, сокращается количество оборотов двигателя, то есть коробка автомат переключается раньше на повышенную передачу, тем самым снижается потребление топлива. Ускорение на машине в таком режиме наиболее плавное и продолжительное. При активации опции может казаться, что автомобиль начинает "скользить" по дороге.

Функции "PWR", "Power", "S" (спорт) подойдут любителям быстрой езды. В случае включения автомат производит переключения скоростей при достижении двигателем более высоких оборотов. Эти режимы позволяют использовать мощность двигателя по максимуму и быстро разгонять авто. Естественно расход горючего в таких условиях также возрастет. Тем не менее, опция незаменима при езде по скоростным трассам или в случаях, когда водитель больше предпочитает стремительный разгон, чем минимальное потребление бензина.

Важно понимать, что постоянное применение спортивных режимов не только повышает затраты на горюче-смазочные материалы, но и быстрее снижает ресурс двигателя.

Функции коробки передач с названием "Snow", "Winter" или "Hold" упрощают передвижение на авто в зимнее время. При включении режима машина начинает движение со второй скорости, что позволяет легче преодолевать сугробы и увереннее чувствовать себя на скользкой дороге (при условии использования зимней резины). Поскольку автомобиль будет реже пробуксовывать, терять сцепление с дорожным покрытием.

На фото – режим Hold коробки передач автомат

Как правильно пользоваться коробкой автомат на машине?

Несмотря на кажущуюся простоту, переключить скорость, едва задев рычаг, не получится. Для начала движения на автомобиле с автоматической коробкой передач необходимо выполнение действий в определенной последовательности:

  1. Повернуть ключ зажигания и завести двигатель.
  2. Выжать педаль тормоза.
  3. Утопить кнопку селектора.
  4. Только после этого вы можете выбрать нужный режим, и отправится в путь.

В процессе езды пользоваться коробкой передач автомат для переключения скоростей не нужно. «Умный» селектор сам переключает передачи в зависимости от скорости и степени нажима на акселератор.

А вот вначале движения некоторые особенности работы режимов коробки автомат стоит учесть:

  • В режимах "D" и "R" на ровной поверхности автомобиль будет медленно катиться даже без нажима на педаль газа. Чтобы этого не допустить, необходимо зажимать педаль тормоза.
  • Если машина будет стоять в горку, а ручник в положении "D" и уклон не слишком крутой, то откатываться назад автомобиль не будет, коробка автомат этого не позволит. То же самое будет происходить при включении "R" на склоне, когда автомобиль "смотрит" вниз.
  • Используя режим "N", не забывайте выжимать педаль тормоза. В таком положении рычага машина даже на небольшом склоне будет свободно откатываться назад или вперед.

Помните, что в нейтральном режиме оставлять автомобиль недопустимо и опасно, особенно если авто стоит на склоне. В случае отказа ручника, автомобиль начнет движение, что непременно приведет к аварии.

Для быстрого разгона в случае совершения такого маневра как обгон, акселератор нужно утопить в пол до предела. Далее АКПП автоматически переключится на пониженную скорость, обороты двигателя при этом возрастут, и только после этого автомобиль начнет разгоняться. Все это происходит не сразу, а с небольшой задержкой, это нужно учитывать перед обгоном, чтобы не просчитаться и попасть в серьезную аварию.

Остановка авто с автоматической коробкой происходит тоже без лишних усилий. Если вам нужно притормозить на светофоре, достаточно:

  1. Перевести ногу с газа на педаль тормоза.
  2. Нажать на нее и удерживать до полной остановки.

В пробках, при достаточно длительных остановках, рычаг лучше переключать на нейтральный режим, продолжая удерживать педаль тормоза. Для более длительных остановок разумнее всего переключаться в режим парковки, который будет сам блокировать колеса.

Особенности эксплуатации автомобиля с коробкой передач автомат

Как видите, АКПП максимально сокращает усилия на управление трансмиссией, позволяя сосредоточить больше внимания на дороге. Тем не менее, разобравшись с коробка передач автомат, как пользоваться трансмиссией, стоит изучить и нюансы эксплуатации, которые нарушать нельзя. Ведь для долгосрочного использования АКПП важно учитывать некоторые особенности этого устройства.

При эксплуатации зимой важно сразу усвоить, что на непрогретом автомате резко разгонятся до больших скоростей недопустимо. Некоторое время нужно проездить на маленькой скорости без резких ускорений, чтобы прогреть масло в коробке. Это относится преимущественно к вождению в зимний период.

На фото – автомобиль с автоматической коробкой передач

Еще один враг автоматических коробок передач – бездорожье. Конечно, при грамотном вождении в тяжелых условиях такая поездка практически никак не отразится на ресурсе трансмиссии. Однако бездумная пробуксовка колес по грязи и резкое сцепление с твердым покрытием могут быстро вывести автомат из строя.

Исходя из описанного выше, вытаскивать из беды застрявших водителей на машине с коробкой автомат не очень хорошая идея. Помимо этого если вы собираетесь буксировать за своим авто тяжелые прицепы, то лучше отдать предпочтение ручному управлению. Сильные нагрузки также приводят к снижению ресурса и преждевременным поломкам.

Кстати при поломке автомобиля с коробкой автомат рассчитывать на буксировку другим транспортным средством также не стоит. Конечно, некоторые модели АКПП позволяют буксировку авто со скоростью около 50 км/ч на небольшое расстояние. Но отдельным моделям буксировка с неработоспособным двигателем полностью запрещена. Поэтому, чтобы исключить нежелательные и дорогостоящие поломки коробки передач автомат, неисправный автомобиль лучше доставлять до мастерской на эвакуаторе.

На фото – буксировка автомобиля методом полной погрузки на эвакуаторе

Впрочем, при правильной эксплуатации автоматическая коробка передач в плане надежности практически ничем не уступает механической. Идеально подходит для вождения по городу, облегчит езду по скоростным трассам и станет незаменимым помощником по приобретению опыта и навыков для начинающего водителя.

Рейтинг 2.35 [17 Голоса (ов)]
Рейтинг 2.4 из 5, основанный на 17 голосах

Добавить комментарий