Вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих

Вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих

Категория: Техника вождения автомобиля

В нашей стране существует огромное количество транспортных средств, оснащенных именно механической коробкой передач. По статистике на 2016 год, всего 30% всех авто в России оснащены автоматикой.

Все остальные автомобилисты используют механику. Ну а в Америке все наоборот, но цифры еще меньше. Автомобилей с механикой всего около 6%, остальные водители предпочитают машины оборудованные коробкой автомат. Поэтому американцам очень трудно водить транспорт, оснащенный обычной механической коробкой.

Несмотря на то, что в России транспорта с МКПП намного больше, вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих водителей вызывает также массу проблем. Управление средством передвижения на механике требует отличной реакции и координации, ведь необходимо работать как руками, так и ногами, да еще и по сторонам смотреть.

Также управление транспортным средством с механической коробкой передач осуществляется тремя педалями, когда как в машинах с коробкой автомат всего двумя. Да, встречаются модели и с 3 педалями, но крайняя левая в них чаще всего является вторым ручным тормозом. В нашей статье хотелось бы рассказать вам некоторые хитрости и правила, которые помогут улучшить навыки вождения автомобиля с механической коробкой передач.

Основные преимущества автомобилей с механической коробкой передач

Средства передвижения на механике по стоимости намного ниже транспорта того же типа и марки, но оборудованного коробкой автомат. Помимо этого вождение автомобиля с механической коробкой не только экономит ваши деньги на обслуживании, но и сложных ситуаций на дороге, связанных с поломкой данной коробкой, возникает намного меньше.

На фото – селектор механической коробки передач

Несмотря на весь комфорт при использовании коробки автомат, большинство спорткаров до сих пор используют механику. Даже обычный автомобиль на механике со средними данными и характеристиками подкапотного пространства позволит хорошо экономить на заправке, поскольку его расход будет ощутимо ниже автоматической коробки. Помимо этого механическая коробка переключения передач намного надежнее и проще в ремонте, если сравнивать с тем же автоматом. Более того отремонтировать ее можно и самому, да и стоимость ремонта АКПП и МКПП в разы отличаются. Также управлять автомобилем на механике в зимний период куда безопаснее, чем на автомате.

С чего начать вождение автомобиля начинающим водителям?

Конечно, лучше начинать обучение вождению транспортного средства на безопасной площадке с самых простых упражнений, переходя к наиболее сложным. Идеальный вариант, это начинать вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих с опытным водителем рядом. Он подскажет в проблемных ситуациях верное решение, укажет на недочеты при езде.

На фото – вождение автомобиля с механической коробкой передач с инструктором

Безусловно, если вы хотите получить права и полностью изучить все нюансы вождения авто с МКПП, то лучше обратиться в автошколу к хорошим специалистам. Автоинструктор расскажет устройство и основной принцип работы механики, объяснит, как правильно переключать скорости, даст советы по уходу за коробкой и транспортом в целом. Научит ездить в гололед и на различных дорожных покрытиях. А так же для начинающих поможет отработать все технические элементы, которые вызывают трудности при вождении автомобиля на механике.

Для чего нужна механическая коробка передач и скорости?

В первую очередь следует немного рассказать о самой механической коробке передач. Служит коробка передач для переключения скоростей во время движения автомобиля. Собственно механикой она называется потому, что вам самому приходится включать нужный скоростной режим. Чаще всего МКПП имеет 5, реже 6 режимов движения вперед и один назад – реверс ход. Необходимые скорости включаются с помощью рычага переключения. Существует так же нейтральное положение, при котором крутящий момент не передается колесам вашего авто.

Новичкам следует внимательно изучить расположение передач, чтобы не путаться, а так же в целях безопасности. Подсказка по расположению скоростей находится сверху, над рычагом переключения. Во время движения по оживленным участкам смотреть на рычаг недопустимо. Но поначалу при обучении вы все равно будете это делать, здесь нет ничего страшного. Однако старайтесь как можно скорее привыкнуть включать нужную скорость не глядя и не отвлекаться во время движения автомобиля.

На картинке – расположение скоростей на селекторе механической коробки передач

Педаль сцепления и некоторые секреты для начинающих

Не забывайте, что педаль сцепления (крайняя слева) разрешает вам включать нужную скорость. Чтобы переключить передачу, необходимо до упора выжимать сцепление. Иначе новая скорость не включится или включится с сильным хрустом, что приведет к повреждению коробки передач. Тщательно выжимайте сцепление, и машина прослужит вам больше времени.

Начинающему автомобилисту следует запомнить, что левая нога нажимает только на муфту и все. За педали газа и тормоза отвечает правая нога. Так же не стоит держать выжатым сцепление в пробках или на светофорах, включайте нейтральную скорость. Чем дольше вы держите сцепление, тем сильнее левая нога устает, а давление на педаль все равно частично изнашивает механизм трансмиссии.

Во избежание поломок мы советуем вам сначала проследить за движениями опытного водителя. Понаблюдайте за движением ног, как синхронно вместе с выжатым сцеплением включаются необходимые скорости. Пройдет время, вы наберетесь опыта и отточите свои действия до автоматизма, и не будете вспоминать, куда нажать, как включить, где переключиться.

Смотрим видео, как правильно отпускать сцепление и работать с педалями:

Не расстраивайтесь, когда на первых порах у вас не получится правильно выжимать муфту во время переключения или трогания с места. Многие начинающие автомобилисты резко бросают сцепление. Старайтесь не допускать таких ошибок. Помните, опыт наш лучший учитель, со временем вы все изучите.

Запускаем двигатель

Перед первым запуском двигателя вам необходимо:

  • Полностью выжать педаль сцепления;
  • Установить рычаг скоростей в нейтральном положении;
  • И только тогда завести машину.

Никогда не заводите автомобиль, не убедившись, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении! Если включена какая-нибудь передача, транспорт начнет движение, а это может привести к столкновению с препятствием.

Во время зимних холодов первую минуту после запуска лучше подержать сцепление нажатым – это облегчит работу двигателя. Также в зимний период перед поездкой стоит всегда прогревать мотор, так вы сможете избежать много проблем с двигателем в будущем.

Научитесь правильно начинать движение

Во время обучения вождению на автомобиле с механической коробкой передач для начинающих – это самая сложная работа. Новичку потребуется много времени, чтобы понять, как взаимодействовать с педалями:

  1. Для начала движения выжмите педаль сцепления и тормоза, и запустите двигатель, оставив левую ногу на педали.
  2. Переведите рычаг в положение первой передачи (скорости включают правой рукой). Убедитесь, что вы включили нужную передачу, и рычаг в своем положении зафиксирован. Также перед началом движения не забудьте снять ручной тормоз.

Помните, что первая передача служит только для начала движения автомобиля. А во время езды по городу большую часть времени мы передвигаемся именно на второй скорости.

  1. Далее начинается самый сложный момент для начинающих. Не снимая ногу с педали тормоза, медленно начинаем отпускать сцепление. Как только вы почувствуете, что звук мотора немного изменился (увеличилась нагрузка на двигатель), можно отпустить педаль тормоза, таким образом, вы защищены от нежелательного движения назад.
  2. Если автомобиль находится на ровной поверхности, то даже без нажатия на педаль акселератора машина плавно начнет движение. Далее все что от вас требуется это медленно нажимать на педаль газа и плавно продолжать отпускать сцепление. Постарайтесь, чтобы тахометр показывал около 1500 оборотов. Таким образом, вы почувствуете, как машина начнет ускоряться.
  3. Как только вы полностью выжмите сцепление, а стрелка тахометра будет показывать свыше 2000 оборотов, можно включить вторую передачу!

Смотрим полезное видео, три способа тронуться с места на механической коробке передач:

Ничего страшного если с первого раза у вас что-то не получится, попробуйте еще. А когда вы поедете, поздравляем! Теперь вы умеете начинать движение. Тот, кто научился трогаться с места на механике, изучил почти 90% умений, требуемых для освоения механической коробки передач.

Как трогаться в горку?

Многие новички часто сталкиваются с проблемой начала движения на холме или пригорке. При неправильном управлении можно скатиться назад, что приведет к печальным последствиям. Без сомнения начать движение на такой поверхности намного сложнее. Чтобы избежать трудностей, во всех автошколах на автодроме есть упражнение на эстакаде. Суть его в следующем:

  • Загоните авто на пригорок;
  • Поставьте его на ручник;
  • Включите нейтральную передачу.

Чтобы начать двигаться с такого положения, необходимо:

  1. Включить первую скорость и медленно отпускать педаль сцепления.
  2. Как только автомобиль начнет приседать, снимитесь с ручника и прибавьте газу, чтобы тронуться с места и переехать через пригорок.

Часто новички сразу бросают сцепление – этого делать не нужно, отпускайте сцепление постепенно, по мере увеличения скорости автомобиля. Это упражнение требуется выполнить не один десяток раз, чтобы такая ситуация на дороге не вызывала проблем.

Еще видео, как трогаться в горку без ручника и без отката, обязательно смотрим:

Выбираем момент для переключения передачи

Газ (крайняя педаль справа) – увеличивает обороты двигателя, его мощность и позволяет разогнать машину до необходимой скорости. Чем выше передачу вы включили, тем ниже снижается мощность двигателя, но тем большую скорость автомобиль может развить и наоборот. При вождении автомобиля с механической коробкой передач здесь важно соблюдать баланс, который позволит эффективно разгонять машину, не перегружая двигатель и трансмиссию.

Новичок часто не знает, когда и какую передачу включить в тот или иной момент. То машина еле едет, не реагирует на газ, то мотор слишком громко рычит. Важно уметь ориентироваться на звук:

  • Если двигатель работает очень тихо, машина не хочет разгоняться при нажатии на газ, включите передачу ниже.
  • Если наоборот мотор "рычит", а прибавление газа не разгоняет машину еще больше, включите скорость выше.

Конечно, сейчас в каждом автомобиле есть тахометр, что упрощает переключение передач для начинающих. В основном практически для каждого транспортного средства применимо правило:

  • Если показания на приборе достигли 3200 оборотов, следует повысить передачу;
  • Когда стрелка тахометра падает ниже 1500 об/мин, то следует переключиться вниз.

На картинке показано, на какой скорости движения автомобиля нужно включать ту или иную передачу

Правильная остановка автомобиля

Важно не только уметь просто ездить на механике, необходимо также уметь правильно останавливаться. Чтобы остановить автомобиль, выполните следующие действия:

  1. Выжмите педаль сцепления.
  2. Плавно начинайте нажимать на тормоз.
  3. Продолжайте жать на тормоз до тех пор, пока машина не остановится.

Помните, что чем сильнее вы будите жать на тормозную педаль, тем быстрее машина начнет замедляться. Однако если переусердствовать с этим, то есть большая вероятность потерять управление над машиной, попасть в занос.

На фото – нажатие на педаль тормоза

Поэтому кроме педали тормоза важно использовать и прием "торможения двигателем". По сути, это переключение скоростей автомобиля с более высоких на низкие передачи, только не используя педаль газа, что способствует замедлению движения авто. Такое торможение может помочь вам на крутом спуске или на скользкой дороге, когда замедление тормозами небезопасно, в то время как торможение двигателем делает машину устойчивой к заносу.

Этот прием в автоматике и механике выполняется по-разному. При управлении автомобилем с механической коробкой передач требуется выполнить следующее:

  1. Чтобы выполнить торможение двигателем, отпустите педаль газа, одновременно выжимая сцепление, и включите пониженную передачу.
  2. Когда включите необходимую скорость, медленно отпускайте сцепление.
  3. Когда стрелка на тахометре практически опустится до значений холостого хода, снова переходите на более низкую передачу.
  4. Таким образом, машина со временем полностью остановится. На маленькой скорости для полной остановки помогаем педалью тормоза.

Следует помнить, что не стоит сразу же переключаться на первую передачу или на слишком низкую при высокой скорости движения. Так как это может привести к перегреву двигателя или его поломке. Возможно даже, что двигатель заклинит или машину уйдет в занос. Не стоит переключаться более чем на 1 или 2 скорости вниз.

Учимся правильно оставлять автомобиль на стоянке

Еще один неприятный момент – парковка. Не важно, параллельная, прямая, если нужно куда-то заехать задом, всегда будут какие-то проблемы. Однако заехав в нужное место, необходимо после остановки двигателя включить первую скорость. Если на автомате есть режим парковки, который блокирует колеса, то на механике требуется проделать вышеописанные действия. Это спасет машину от нежелательного движения.

Многие автомобилисты ставят своих железных коней только на ручник. Однако оставлять транспорт только на ручном тормозе все-таки не стоит, так как может порваться тормозной тросик, вытечь жидкость и автомобиль самопроизвольно начнет движение. А включенная первая передача надежно фиксирует авто даже на наклонной поверхности.

На фото – рычаг МКПП и ручной тормоз

Заключение

Конечно, вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих поначалу вызовет много затруднений. Некоторые маневры и действия будут сложными даже через год водительского стажа. Помните, никто не застрахован от различных ситуаций, никогда не теряйте самообладание. Чем больше вы будете передвигаться на автомобиле, тем быстрее начнете хорошо чувствовать себя на дороге. Изучайте маршруты, тренируйтесь – это придаст вам уверенности.

Много найдется тех, кто боится или не умеет управлять транспортным средством с МКПП, много кто скажет, что это прошлое неудобно и не комфортно. Не смейте слушать этих людей. Классика – одна из самых надежных трансмиссий в мире. В современном мире ситуации бывают разными, возможно вам придется сесть за чужой руль, а там окажется механика. Поэтому научившись ездить на механической коробке передач, вас ничто не выбьет из колеи.

Да, она не так комфортна, как коробка автомат, зато вы лучше контролируете своего железного друга, обеспечены недорогим ремонтом и обслуживанием. А из большинства ситуаций на дороге вы сможете выбраться только благодаря ручному контролю. Все это даст бесценный опыт, который не раз пригодится в жизни.

Рейтинг 5.00 [3 Голоса (ов)]

Понравилась статья? Поделись с другими!
Рейтинг 5.0 из 5, основанный на 3 голосах

Добавить комментарий

Войти через соц. сети

           


Защитный код
Обновить