Как научиться водить машину на механической коробке передач?

Как научиться водить машину на механической коробке передач?

Автор: Alex Категория: Техника вождения автомобиля

Научиться водить машину на механической коробке передач после автомата несложно. Водители зачастую просто боятся управлять таким автомобилем, ведь к нему требуется особое отношение. В автомате весь процесс переключения трансмиссии осуществляет компьютер, а на механике управление машиной полностью ложится на водителя. Превратить управление автомобилем с механической коробкой передач из своих страхов в удовольствие поможет эта статья.

Причины популярности механической коробки передач

Механическая коробка передач была и остается самой надежной системой управления автомобилем. Именно поэтому, все спортивные машины (в том числе и для профессионального спорта) оборудованы механикой. Время разгона на такой коробке значительно выше, чем у автомата и переключение между скоростями происходит быстрее.

Конструктивные особенности механической трансмиссии отражаются на цене – авто с механикой стоит гораздо дешевле автомата. А разница между ними может составлять от 10 до 30 процентов от стоимости всего автомобиля. Экономия отражается и на эксплуатационных характеристиках – МКПП значительно меньше расходует горючего, и ремонт обходится на порядок дешевле, чего нельзя сказать об автомате. Испытать чувство полного единства с автомобилем в движении, как будто он является твоим продолжением, а ты его частью, можно только на механике.

На фото - селектор автомобиля на механике

Роль сцепления в машине

Передачи на ручной коробке переключаются благодаря специальному устройству – сцеплению. Оно обеспечивает соединение и разъединение трансмиссии с двигателем. Выжатое сцепление разрывает связь между ними и позволяет переключить рычаг скоростей на нужное значение. Многие трудности в освоении нового способа вождения на механике связаны именно с работой сцепления. Так как наличие третьей педали требует от водителя некоторой выработки нового алгоритма управления движением автомобиля.

Первым этапом в освоении механической коробки передач является именно работа со сцеплением. Научитесь, не глядя на рычаг, переключать передачи и выучите их последовательность. Запомните принцип переключения и практикуйтесь до автоматических действий на неподвижной и незаведенной машине. Алгоритм действий должен выглядеть примерно так:

  1. Выжмите до конца педаль сцепления (до полного утопления педали в пол).
  2. Рычаг передач поставьте в нейтральное положение и сразу же переключите на нужную скорость.
  3. Медленно уберите ногу со сцепления. Все действия совершаются плавно, аккуратно, без рывков.

На фото - рычаг переключения скоростей машины на механической коробке передач

Научиться водить машину на механической коробке передач, это значит, в полной мере освоить механизм работы муфты сцепления и знать его принцип действия. Главное правило движения на МКПП – одновременная работа педали сцепления и акселератора.

Учимся трогаться с места на механике

Сцепление освоено, а передачи переключаются с завязанными глазами, значит, пришла пора двигаться дальше. Ну а дальше нужно просто поехать, тронуться с места. Научиться трогаться с места на механике несложно, если делать это на ровной дороге не используя педаль акселератора. Для этого выполняйте следующие действия, которые помогут приловчиться к управлению данным типом трансмиссии:

  • На заведенной машине полностью выжимаем сцепление и переводим рычаг на отметку первой передачи.
  • Медленно убираем ногу с педали сцепления.
  • Когда начнется движение автомобиля, зафиксируйте ногу на сцеплении в текущем положении.
  • Полностью отпустить педаль сцепления можно только через пару метров движения автомобиля, когда машина достаточно ускорится.

Однако трудности в управлении автомобилем поджидают нас в самых неожиданных местах. Например, при подъеме, когда автомобиль начинает скатываться назад или двигатель попросту глохнет. Это встречается не только у начинающих водителей, даже опытные автолюбители нередко сталкиваются с подобной проблемой.

На фото - расположение педалей машины с механической коробкой передач

Остановка на светофоре и последующее движение так же часто вы вызывает остановку двигателя, если водитель "бросает" педаль сцепления. Чтобы избежать подобных проблем водители практикуют несколько способов, как тронуться в горку или на перекрестке (светофоре), не допустив отката автомобиля и не заглохнув:

  1. Используя ручной тормоз.
  2. Применяя фиксацию (задержку) сцепления, используя педаль тормоза.
  3. Быстро перекидывая ногу с педали тормоза на педаль газа.

Давайте рассмотрим каждый из этих методов более подробно.

Начинаем движение с помощью ручника

Для этого выполняем следующие действия:

  • До упора поднимите ручной тормоз.
  • Полностью выжмите педаль сцепления.
  • Переместите рычаг на первую скорость.
  • Аккуратно начинайте нажимать на акселератор и зафиксируйте ногу на педали, когда тахометр покажет значение в 1200-2000 оборотов (в зависимости от уклона горки).
  • Далее плавно отпускаем сцепление, и подводим до тех пор, пока машина не начнет "приседать" и не пойдут вибрации.
  • Дальше просто отпускаем ручной тормоз.
  • Как только автомобиль двинется с места, синхронно отпускайте сцепление и добавляйте газа.

Смотрим видео, как трогаться в горку с ручника:

Трогаемся с фиксацией сцепления

В этом случае алгоритм действий будет следующим:

  • Нажимаем педаль тормоза.
  • Левой ногой выжимаем сцепление.
  • Включаем первую скорость.
  • Начинайте медленно отпускать педаль сцепления и, почувствовав вибрацию, зафиксируйте положение ноги на сцеплении. Стрелка на тахометре в этот момент должна немного опуститься вниз, например с 900 оборотов до 800. Происходит это потому, что тормоз сдерживает практически уже начатое движение машины, схватились диски сцепления, поэтому и появляется вибрация двигателя.
  • Чтобы начать движение, отпустите тормоз, продолжая удерживать ногу на сцеплении в этом же положении. Стоит отметить, что автомобиль в этот момент не должен откатываться назад. При правильном выполнении этого приема, машина будет или стоять на месте, или начнет медленно начнет двигаться прямо.
  • Как только машина начнет движение, продолжайте медленно отпускать сцепление, прибавляя при этом немного газа.

Еще видео, как тронуться в горку без ручника, подводом сцепления:

Трогаемся с места как профессионалы

  • Сцепление выжато, правая нога на тормозе.
  • Далее отпускаем педаль тормоза и быстро переносим ногу на акселератор и поднимаем обороты.
  • Одновременно с этим левой ногой необходимо сразу же начинать отпускать педаль сцепления и зафиксировать ее в тот момент, когда диски сцепления в вашей машине уже стали соприкасаться между собой. Проще говоря, вам необходимо словить момент, когда ваш автомобиль начнет трогаться с места.
  • Удерживая обороты двигателя в заданном положении, продолжайте отпускать сцепление по мере увеличения скорости автомобиля.

Помните, что «газовать» сильно нельзя, иначе есть риск не только въехать впереди идущий транспорт, но и "спалить" сцепление в вашей машине. Лучше всего, это держать на тахометре не более чем 2000 оборотов двигателя.

Этот способ подходит только для более опытных водителей или тогда, когда чувствуешь автомобиль, и можешь управлять им не глядя на панель приборов. А этого можно достигнуть только постоянными тренировками.

Еще видео, как трогаться в горку подлавливая сцепление, и синхронно добавляя газ, обязательно смотрим:

Переключение передач на механической коробке

Без своевременного переключения скоростей научиться водить машину на механической коробке передач невозможно. Повышать или уменьшать передачу в первую очередь следует в зависимости от оборотов двигателя, которые обычно определяются на слух. Но пока водитель не научится по работе двигателя определять момент переключения скоростей, придется все же следить за тахометром. Когда стрелка показывает от 2500 до 3500 оборотов, пора переключаться на повышенную передачу. Если тахометр показывает меньше 1500 оборотов, то следует переключиться на пониженную передачу.

Автомобиль успешно тронулся с места, набирает скорость, двигатель начинает натужно «подвывать», это означает, что пора переключиться с первой передачи на следующую. Выжимайте сцепление, переводите без рывков рычаг передачи на отметку второй скорости и начните уменьшать давление на педаль сцепления, постепенно увеличивая нажим на акселератор.

Первая и вторая передачи не смогут обеспечить высокую скорость движения, они лишь служат для более эффективного разгона автомобиля. Для комфортной и экономичной езды скорости следует переключать постоянно. Переход на другие передачи аналогичен вышеописанному процессу.

На картинке - алгоритм переключения передач на механике

Скорость около 35 км/час – пора включать третью передачу. По достижении 50 км/час, переходите на четвертую. На четвертой скорости можно разогнаться до 90 км/час, затем следует переключаться на пятую. На этой скорости передвигаться можно только вне населенных пунктов, полностью освоив вождение автомобилем с механической трансмиссией.

Переключение на пониженные скорости происходит аналогично их повышению – при помощи работы сцепления и перемещения рычага на нужную передачу. Газ при этом необходимо немного сбрасывать, если конечно в вашем случае понижение передачи означает понижение скорости движения авто. А вот если вам наоборот нужно быстро ускориться, понизив передачу, то тогда необходимо напротив повысить обороты двигателя, так сказать сделать небольшую "перегазовку" перед тем как отпускать сцепление.

Тормозят на механике, так же как и на автомате, без резких нажимов на педаль тормоза. Обычно после торможения требуется переключение передачи на более низкую. Остановка автомобиля с МКПП достигается нажатием на сцепление и последующим торможением, при этом рычаг переводится в нейтральное положение.

Подведем итоги

Самостоятельная практика, многочасовые тренировки или помощь более опытных водителей незамедлительно скажутся на результате начинающего водителя. Для начала обучение вождению начните с пустырей и автодромов, постепенно переходя на дороги общего пользования. Осваивайте постоянные маршруты на пустых дорогах начиная с раннего утра. Постепенно сдвигайте время к реальным дорожным условиям, в которых вам предстоит передвигаться в будущем.

Научитесь расслабляться, так как ручное управление автомобилем не терпит суеты. Некоторой степенью комфорта, которой придется пожертвовать, пересев с автомата на механику, вознаграждается удовольствием от ощущения полного контроля над автомобилем и бесценным опытом вождения.

Рейтинг 5.00 [1 Голос]

Понравилась статья? Поделись с другими!
5.0 из 5, основанный на 1 голосе

Добавить комментарий

Войти через соц. сети

           


Защитный код
Обновить