Датчик лямдазон: что это такое в машине, признаки неисправности и сколько стоит

Датчик лямдазон: что это такое в машине, признаки неисправности и сколько стоит

Категория: Диагностика неисправностей автомобиля

Лямдазон в машине – это одна из тех деталей, о существовании которой многие водители даже не подозревают, пока она не сломается. Безусловно, эта поломка существенно отразится на эксплуатационных расходах автомобиля.

В этой статье речь пойдет о таком важном элементе в машине как лямдазон, что это такое и как работает. Также мы в подробностях расскажем о влиянии устройства на работу двигателя, опишем признаки неисправности датчика, сколько стоит и можно ли его восстановить. Но для начала давайте немного углубимся в историю.

Немного истории

Лямдазон начали внедрять в транспортные средства с бензиновыми двигателями с 1979 года. Его появление в автомобильной промышленности было вынужденной мерой в связи с введением строгих правил в отношении выбросов отработавших газов двигателей внутреннего сгорания.

В настоящее время все больше автомобилей оснащаются более чем одним лямдазондом, которые тесно взаимодействуют с катализатором. С 1992 года эти устройства являются стандартным оборудованием каждого автомобиля, приводимого в движение двигателем автомобиля. А с 2000 года лямдазон также стали устанавливать и на машины с дизельными двигателями.

Лямдазон, что это такое в машине

Лямдазон, правильнее сказать "лямбда-зонд", или просто кислородный датчик – это небольшое устройство, установленное в выхлопной системе, определяет содержание кислорода в выхлопных газах. В большинство современных автомобилей устанавливают два зонда. Один лямдазон находится между двигателем и катализатором, а второй – за нейтрализатором.

На картинке видно, где находится лямдазон в системе выхлопа

Первый датчик анализирует состав выхлопных газов и посылает сигнал на бортовой компьютер для правильного подбора состава топливно-воздушной смеси, поступающей в камеру сгорания. Второй датчик – это диагностический зонд, который контролирует работу системы очистки отработанных газов.

Типы лямбда-зондов

В зависимости от типа двигателя датчик может быть в виде пальца или иметь плоскую поверхность. В первом случае мы имеем дело с устройством, в котором основным измерительным элементом является гальванический сенсор с твердотельным электролитом в виде керамики. Снаружи он покрыт тонким слоем платины, выступающей в качестве токопроводящего электрода и катализатора для протекания химических реакций. Одна часть электрода контактирует с выхлопными газами, другая – с внешним воздухом. Весь электрод закрыт керамическим корпусом из диоксида циркония, который защищает его от загрязнений.

Лямдазон также имеет свой внутренний нагревательный элемент, который помогает быстрее достичь рабочей температуры в 350 °C. Весь датчик окружен специальной металлической оболочкой, напоминающей палец, которая защищает его от неблагоприятного воздействия продуктов сгорания, содержащихся в выхлопе.

На картинке – устройство датчика лямдазона

Стоит отметить, что существуют и титановые зонды, также имеющие форму пальца, но они слабо распространены, установлены лишь на малой части автомобилей, поэтому заострять внимание на их мы не будем.

В свою очередь плоский (планарный) лямдазон имеет технологически более продвинутую конструкцию. По форме напоминает удлиненную плитку со встроенной системой обогрева. Благодаря ему планарный зонд всего через несколько секунд после запуска двигателя достигает нужной температуры и более эффективно управляет топливовоздушной смесью. Кроме того, плоский зонд оснащен двойной металлической крышкой, благодаря чему датчик проявляет большую устойчивость к внешним воздействиям.

Как работает лямдазон

Для примера давайте рассмотрим, как работает лямдазон циркониевого типа, поскольку этот тип датчиков наиболее распространен. Принцип работы датчика из диоксида циркония основан на измерении количества кислорода с помощью измерительной части зонда, которая находится в прямом контакте с потоком отработанных газов, проходящих вокруг ее. Другая часть зонда должна находиться в контакте с наружным воздухом для определения контрольных значений кислорода в атмосфере.

Лямдазон начинает работать при температуре выше 300 °C, поскольку только после достижения этого температурного значения керамический материал, покрывающий датчик, становится проницаемым для ионов кислорода, которые содержатся в выхлопных газах. Чем больше ионов в отработавших газах, тем ниже напряжение генерируется зондом.

В случае меньших значений ионов кислорода в выхлопе происходит противоположный эффект – генерация более высокого напряжения. Его значение варьируется с шагом 0,5 Вольт. При значениях 0,1 V электроника определяет, что смесь бедная, а при показаниях 0,9 V – смесь обогащена.

Информация, собранная через лямдазон, отправляются по кабелю на блок управления двигателем. Измерение сигнала осуществляется с поразительной скоростью, а именно 100 раз в секунду. В зависимости от полученных результатов, компьютер корректирует состав смеси с периодичностью до 300 коррекций в минуту. Подает в камеру сгорания такое количество кислорода, которое обеспечит наилучшую работу двигателя.

На картинке схематично показано, как работает лямдазон в машине

Как влияет лямдазон на работу двигателя

Как мы уже писали выше, лямдазон нужен для создания правильной топливовоздушной смеси. Оптимальный состав смеси топлива и воздуха должен соответствовать или быть максимально близким к стехиометрическим нормам. То есть соотношение должно быть таким, где на каждый 1 кг сгоревшего топлива приходится 14,7 кг воздуха.

Если топлива в смеси будет больше, горючее получится слишком обогащенным. В этом случае увеличится расход топлива, а в головке двигателя начнет образовываться нагар, который со временем может привести к повреждению механизмов двигателя. Однако если воздуха будет больше, чем нужно, топливная смесь может оказаться слишком бедной. Двигатель, конечно, будет сжигать меньше топлива, но и характеристики у него будут хуже. Также из-за более высокой температуры в головке двигатель может преждевременно выйти из строя.

Кроме того, правильный состав горючей смеси является необходимым условием для эффективной очистки выхлопных газов каталитическим нейтрализатором. Поэтому если лямдазон не работает должным образом или поврежден, катализатор не сможет выполнять свою функцию. А это означает, что двигатель в окружающую среду будет выбрасывать гораздо большее количество вредных веществ. Поэтому важно вовремя распознать признаки неисправности лямдазона, о которых мы расскажем ниже.

Признаки неисправности датчика лямдазон

Повреждение лямдазона – довольно частая неисправность. Эта поломка может быть связана как с конструкцией датчика, так и с условиями, в которых этот элемент работает. В теории зонд должен выдержать 150 тысяч километров пробега и даже больше, но в реальности часто бывает по-другому. Ведь лямдазон находится в выхлопной системе, где постоянно подвергается воздействию высоких температур и химических веществ.

Качество используемого топлива также оказывает большое влияние на срок службы датчика. Всего одна заправка этилированным или некачественным топливом может привести к необратимому повреждению лямдазонда. Несгоревшая примесь откладывается на датчике и блокирует его работу. Поэтому машину следует заправлять только качественным высокооктановым топливом на проверенных заправочных станциях.

С другой стороны, корпус датчика выходит за пределы системы выпуска отработавших газов, где подвергается постоянному контакту с водой и грязью. Бывает, что по причине внезапного скачка или рывка на машине, к примеру, из-за наезда на препятствие, происходит натяжение проводов датчика, которые идут к контроллеру двигателя. В результате кабель может просто износиться или даже сломаться, что также потребует от вас замену датчика. Поэтому нет ничего удивительного в том, что датчик, как и большинство механических устройств в автомобиле, со временем изнашивается и неожиданно выходит из строя.

На картинке – обрыв проводов датчика лямбда-зонда

В свою очередь наиболее распространенными признаками неисправности лямдазона являются:

  • Резкое увеличение расхода топлива, вплоть до 50%;
  • Потеря мощности двигателя;
  • Самопроизвольное изменение частоты вращения двигателя;
  • Нестабильная работа мотора, периодические хлопки и толчки;
  • Долго реагирует на нажатие педали газа;
  • Черный дым из выхлопной трубы;
  • Повышенный выброс оксидов углерода и углеводородов выхлопных газов;
  • Загорается индикатор Check Engine;
  • После удаления кода неисправности из ЭБУ двигателя ошибка возвращается снова.

Помимо вышеперечисленных признаков неисправности лямдазона, на неправильную работу зонда, впрочем, как и самого двигателя, могут указывать цветные отложения на его поверхности, например:

  1. Черный и жирный налет на зонде говорит о чрезмерном потреблении двигателем масла.
  2. Зеленое и твердое отложение – в камеру сгорания попадает охлаждающая жидкость.
  3. Темно-коричневый цвет указывает на слишком богатую топливно-воздушную смесь.
  4. Красноватый или беловатый оттенок говорит о применении в используемом топливе нежелательных топливных присадок.

На картинке – новый и изношенный лямдазон, покрытый слоем черного нагара

Сколько стоит лямдазон

В качестве примера мы составили для вас таблицу с ценами лябда-зондов распространенных марок и моделей автомобилей. Цены были взяты из нескольких популярных интернет-магазинов только на новые температурные датчики.

Таблица стоимости лямдазонов для разных марок и моделей автомобилей
Марка автомобиляМодельДиапазон цен в рублях
ОтДо
ВАЗ213110003731
210712004200      
21101020
21121272
21141140
21151020
ЛадаКалина
Приора
Гранта20503196
Мерседес12414257455
ДэуНексия10367715
Ланос9504733
Ауди8010156570
1008117069
а4110012900
ФордФокус 2186010742
Фокус 3185316785
ХендайСолярис12757852
Акцент10909869
ХондаЦивик114013830
Аккорд111514787
ШевролеКруз118014630
Лачетти14072
Авео124714072
Нива15043498
ФольксвагенПассат100012900
Гольф98514800
ОпельАстра95013530
Вектра1090
Пежо308180011115
407150110139
РеноЛоган9707300
Меган 224016100
ТойотаКоролла103011740
Корона14608020
БМВЕ39117512400
Е53133313084
СубаруЛегаси100116338
Импреза14770
ШкодаОктавия98514800
Фабия12900
ГАЗГАЗель Бизнес11862586
МитсубисиАутлендер96015370
Мираж146013610
Лансер97016640
Мазда318508200
611136270
СитроенС4122411115
С51450
Ксара Пикассо15786800
ВольвоS60158013395
ХС9014108615

По данным из таблицы видно, что цены лямдазонов варьируются в широких пределах. В среднем цены на лямбда-зонды начинаются от 1200 и могут доходить до 16000 рублей и даже больше. Устройства для некоторых автомобилей по стоимости могут превышать сумму и в 50 тысяч рублей.

В свою очередь, если вы решили вместо нового датчика приобрести б/у вариант, то средняя стоимость оригинального лямдазона будет находиться между 300 и 2000 рублей. Тем не менее, приобретать датчик "с пробегом" мы вам крайне не рекомендуем. Лямдазон – это такой же расходный элемент в машине, как и ремень ГРМ или свечи зажигания. Вы же не будете покупать в свою машину подержанные свечи?

Более того покупка бывшего в употреблении датчика – это "кот в мешке". Например, зонд после покупки может оказаться нерабочим или проработать совсем недолго. Ведь ресурс датчика не бесконечен и сколько ему еще осталось никому неизвестно. Поэтому лучше сразу приобрести новый зонд и необязательно это должен быть оригинал. На сегодняшний день множество производителей выпускают качественные датчики по демократичным ценам под любые автомобили.

На картинке – автомобильные датчики лямдазонд

Какая фирма лучше

В настоящее время пользуются популярность лямдазоны следующих производителей:

  1. NGK;
  2. Bosch;
  3. Denso;
  4. Delphi;
  5. Febi Bilstein;
  6. Topran;
  7. SWAG.

По многочисленным отзывам надежнее всего лямдазоны фирмы NGK, дольше всего служат. По тем же отзывам датчики от компании Бош до 100 000 километров редко доживают, зачастую выходят из строя уже после 30-50 тысяч. В принципе можно остановить свой выбор на любой фирме-производителе из нашего списка. Главное покупайте в проверенных местах, чтобы не приобрести подделку.

Ремонт или замена

Что можно сделать с неисправным лямдазоном? К сожалению, не очень то и много. Если датчик покрыт сажей или маслом, то его еще можно отремонтировать, но если зонд был выведен из строя некачественным горючим, все что остается – это заменить его на новый. Поэтому так важно использование бензина высокого качества, а также регулярно проверять этот элемент на работоспособность. Ведь исправный датчик не только снижает риск повреждения компонентов двигателя, но и значительно уменьшает расход топлива.

В среднем его срок службы оценивается в 80 тысяч километров, но датчик рекомендуется проверять каждые 30 000 или во время каждой проверки токсичности выхлопных газов. Тогда существует высокая вероятность того, что при проверке вы обнаружите какое-либо отклонение в работе двигателя.

Проверить лямдазон можно как самому, при условии наличия навыков и соответствующего диагностического инструмента (осциллографа), так и в сервисе. Стоимость этой процедуры должна находиться в пределах 1000 – 1500 рублей. Во время проверки проверяются сигналы от лямдазона, а также целостность проводов и штекерных соединений. Регулярный контроль состояния лямбда-зонда помогает поддерживать двигатель в лучшем состоянии.

Это все что мы хотели сказать сегодня в нашей статье. Теперь вы знаете достаточно о таком важном устройстве как лямдазон, что это такое в машине, признаках неисправности датчика, его стоимости и роли в двигателе. Уверены, что теперь вы будете проверять его работу гораздо чаще. Стоит это делать хотя бы ради более низкого расхода бензина. Глядя на высокие цены на заправках, вы сможете получить, таким образом, некоторую экономию, а также уберечь отдельные элементы двигателя от повреждения, устранение которых потребует от вас дополнительных затрат.

Рейтинг 2.27 [26 Голоса (ов)]
Рейтинг 2.3 из 5, основанный на 26 голосах

Добавить комментарий