Причины дыма из выхлопной трубы дизеля: черного, синего, белого

Причины чрезмерного выхлопа дыма дизельного двигателя: черного, синего, белого

Категория: Диагностика неисправностей автомобиля

Времена, когда дизеля дымили давно прошли. Сегодня, вылетевшее облако дыма из выхлопной трубы дизеля, как правило, означает, что с двигателем происходит что-то не так. Мы подскажем, как по цвету и запаху дыма можно определить неисправность дизельного двигателя.

Специалисты сходятся во мнении, что полностью исправный дизель не должен дымить. Исключением является ситуация, в которой после долгой езды на низких оборотах двигателя резко нажать на педаль газа.

Также нормально, когда вылетает столб черного дыма из выхлопной трубы дизеля в ситуации, когда автомобиль долгое время не ездил. Нужно еще добавить, что упомянутые случаи касаются единиц, без сажевого фильтра. Все другие ситуации, в которых дизельный двигатель дымит, могут свидетельствовать о неполадках.

Причины черного дыма из глушителя дизельного двигателя

На фото – у пикапа идет черный дым из глушителя

Чем выше обороты двигателя, тем гуще облако черного дыма – этот признак свидетельствует о неполном сгорании топлива в двигателе.

Это чаще всего происходит по двум причинам:

  • В камеру сгорания подается слишком много топлива;
  • Дизельное топливо имеет слишком плохое качество.

По каким причинам в двигатель может подаваться чересчур много топлива? Вот самые главные из них:

  • Износ форсунок, в результате чего топливо, которое должно подаваться под высоким давлением и равномерно распределяться по камере сгорания просто льется в связи с низким давлением впрыска;
  • Неправильная настройка подачи топлива в топливном насосе высокого давления (ТНВД);
  • Чрезмерный износ регулятора оборотов в топливном насосе;

Однако следует добавить, что черный дым может появиться и в результате нехватки воздуха в камере сгорания. Причиной этого может быть засоренный воздушный фильтр или неисправный клапан системы рециркуляции отработавших газов.

Помните, что серый дым указывает на те же неполадки, что и черный, только в этом случае они не такие явные.

Причины синего дыма из выхлопной трубы дизеля

Важен не только цвет и запах выхлопных газов, но и обстоятельства, в которых происходит чрезмерный выхлоп дыма. Тем не менее, дым синего (сизого) цвета в дизеле, обычно свидетельствует к абсолютно другим проблемам, нежели черный, а именно:

  • Неэффективное распределение топлива в камере сгорания;
  • В камеру сгорания попадает моторное масло;

В первом случае синий дым имеет характерный резкий запах. Причиной является то, что в камере сгорания дизельное топливо сгорает не полностью, одна часть несгоревшей солярки просто вылетает из выхлопной трубы в виде пара. Другая часть сгорает в цилиндре, однако уже на самом поршне, что ведет к сильному перегреву головки поршня. В конечном итоге поршень может полностью прогореть или расплавиться.

Причиной неисправности обычно является топливная система дизеля. Чаще всего это топливный насос или форсунки. Если сизый дым появляется в момент прогрева двигателя, то причиной могут быть свечи накала или пониженная компрессия в цилиндрах двигателя.

Во втором случае дым может приобретать цвет от серо-голубого до темно-синего, так как цвет дыма сильно зависит от количества попавшего в цилиндры масла, режима работы двигателя и его температуры. При этом запах масляного дыма – горелый.

На картинке – идет сизый дым из глушителя автомобиля

Частыми причинами этой неисправности служат: негерметичные поршневые кольца, изношенные сальники клапанов, неисправности турбины или (в худшем случае) вообще общая эксплуатация двигателя.

Почему дизельный двигатель дымит белым дымом?

Не менее дорогостоящего ремонта могут быть неполадки, проявляющиеся клубами белого дыма. Причиной появления белого дыма являются следующие неполадки:

  • Увеличенная влажность в выхлопной системе в момент прогрева двигателя;
  • Неполное сгорание топлива в цилиндрах дизельного двигателя;
  • В камеру сгорания помимо топлива попадает охлаждающая жидкость.

Для первого случая выхлоп белого цвета в момент прогрева дизельного двигателя представляет собой вполне обычное явление. В действительности дым приобретает белый цвет из-за влаги, которая скапливается в выхлопной системе, когда автомобиль стоит. После запуска двигателя одна часть влаги вытекает из выхлопной трубы в виде капель, а другая – начинает активно испаряться, окрашивая выхлоп в белый цвет. После того, как выхлопная система достаточно нагреется, а водяной пар полностью испарится – белый дым, как правило, исчезает.

Во втором случае выхлоп белого цвета появляется в результате несвоевременного воспламенения топлива в камере сгорания. Следует отметить, что данное явление характерно как для исправного двигателя в зимний период, так и неисправного дизеля.

На исправном дизельном двигателе несвоевременное воспламенение рабочей смеси может происходить, когда стенки цилиндра еще не нагрелись до нужной рабочей температуры. Как правило, белый дым сразу же проходит с повышением температуры двигателя и неисправностью не является.

Другой случай, когда белый дым появляется на полностью прогретом двигателе, что в свою очередь указывает на следующие неисправности:

  • Износ плунжерных пар топливного насоса;
  • Неисправность свечей зажигания;
  • Снижение компрессии в цилиндрах;
  • Увеличенное давление впрыска форсунок;

А причиной тому является все та же задержка воспламенения горючей смеси в цилиндрах из-за нарушенного угла впрыска топлива и только на прогретом двигателе. Вследствие таких неисправностей дизель может плохо заводиться, причем как прогретый, так и холодный, подергиваться на холостых оборотах и под нагрузкой или троить.

Также заметно снижается мощность двигателя, уменьшается динамика разгона, повышается расход топлива и увеличивается задержка реакции дизельного мотора на нажатие педали акселератора.

На изображении – столб белого дыма из выхлопной трубы дизеля

Ну а третий случай самый опасный, особенно для дизельного двигателя в отличие от бензинового мотора. Так как при попадании в цилиндры двигателя охлаждающей жидкости происходит активное образование оксида серы, а это вещество, как известно, пагубно влияет на ресурс двигателя.

Самыми распространенными причинами попадания ОЖ в двигатель являются следующие неисправности:

  • Повреждение прокладки блока цилиндров;
  • Трещина в блоке цилиндров или (чаще всего) в самой головке;

Следует отметить, что ОЖ может попадать в камеру сгорания также через систему впуска, а виной тому поврежденная прокладка впускного коллектора.

Нужно помнить, что обильная течь ОЖ в камеру сгорания ведет к гидроудару, разрушению шатунов, а также капитальному ремонту.

Рейтинг 4.46 [12 Голоса (ов)]

Понравилась статья? Поделись с другими!
Рейтинг 4.4 из 5, основанный на 12 голосах

Комментарии   

0 Владислав78#Владислав78
Мой автомобиль Фиат Браво 2.0 Мультиджет с фактическим пробегом 143 000 километров. Недавно заметил белый дым из выхлопной трубы при запуске дизеля на холодную. Ночью автомобиль я оставляю в гараже, где температура утром колеблется в пределах 10 °C, когда снаружи близка к нулю. Раньше я не замечал ничего тревожного, но в последний раз, когда я заводил машину утром, появился серый, почти что белый дым.
Обычно двигатель запускается после одного оборота стартера, дыма из выхлопной трубы почти не бывает. Хотя в последнее время стартер все чаще приходится проворачивать около 3 раз, чтобы машину завести. И белого дыма становится намного больше, чем раньше. Машина дымит примерно секунду, две, а потом уже нет. После этого дизель работает ровно, ничего не прерывается, мотор не глохнет, обороты не скачут. Когда я заводил машину на горячем двигателе, тогда вообще дыма не было.
Сначала мои подозрения касались некачественного топлива, но я заправил полный бак на другой станции, где довольно неплохое топливо, ничего не изменилось. Предвидя вопросы, уровень охлаждающей жидкости в двигателе не снижается, а масло расходуется умеренно, как и в любом другом двигателе с турбокомпрессором. Также стоит сказать, что сажевый фильтр был удален, а система рециркуляции отработавших газов перепрограммирована, все время находится в закрытом положении.
На форумах некоторые советуют не обращать на это внимания и пишут, что в дизельных двигателях белый дым это норма. Тем не менее, подскажите, с чего начать диагностику и является ли это неисправностью. Сначала я думал, что причиной является неисправность свечей накаливания. Хотя это было бы странно, потому что индикатор свечей на панели приборов гаснет очень быстро, значит, двигатель готов к запуску.
Думаю, что сначала нужно проверить состояние свечей и при необходимости заменить их. Если они в нормальном состоянии или если это не поможет, продиагностировать форсунки. Есть ли какие-нибудь проверенные методы, решающие проблему белого дыма из выхлопной трубы дизеля, которую я описывал выше? Заранее спасибо за любые разумные предложения.
28.01.2019 10:21 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
0 Камил62#Камил62
Как вариант, можно сделать проверку выхлопных газов. В моем "Браво" после покупки также была необходимость в замене свечей. Но мой дизель дымил темно-серым дымом, а не белым и немного вонял.
30.12.2019 16:01 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
-1 Павел2408#Павел2408
При такой температуре это нормально. В выхлопной трубе конденсируется вода, которая после запуска двигателя испаряется, вызывая белый дым.
02.01.2020 11:05 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
0 Владислав78#Владислав78
Это точно не водяной пар. Дым пахнет несгоревшим маслом или чем-то еще. Как я писал ранее, при запуске прогретого двигателя белый дым из выхлопной трубы не выделяется. Дыма вообще не видно, потому что выхлопные газы в этот момент бесцветные.
03.01.2020 19:42 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору

Добавить комментарий

Войти через соц. сети

           


Защитный код
Обновить