Коробка вариатор и автомат: в чем разница и что лучше?

Коробка вариатор и автомат: в чем разница между ними и что лучше?

Категория: Устройство автомобиля

В середине прошлого века вариатор, как правило, можно было увидеть только на скутерах или мопедах.

Сегодня же усовершенствованные виды передаточного устройства можно установить практически на любой автомобиль, что и делают многие производители. А это значительно усложняет выбор простому автолюбителю.

На чашах весов все чаще оказывается коробка вариатор и автомат, в чем разница между автоматическими устройствами и какому из них отдать предпочтение? В этой статье мы постараемся разобраться с этим и другими вопросами, связанными с вариатором и автоматом.

Коробка вариатор и автомат, в чем разница?

Итак, рассмотрим эти два механизма поближе. Пожалуй, начнем с того, в чем они похожи:

  • Оба прибора переключают скорости в автоматическом режиме.

Как это неудивительно, но на этом все сходства и заканчиваются. Ведь отличаются вариатор и автомат друг от друга практически всем. Поэтому, чтобы вам это наглядно продемонстрировать, в чем разница и насколько она велика, давайте разберемся с устройством этих трансмиссий.

Автоматическая коробка передач

Начнем с того, что знакомая многим АКПП, как правило, имеет до восьми передач и по сути – это блок, сочетающий в себе:

  1. Коробку переключения передач;
  2. Гидротрансформатор;
  3. Систему управления.

Давайте разберем каждую составляющую индивидуально.

На фото – коробка автомат в разрезе

В коробку передач автомата входят такие составляющие как:

  • Планетарный редуктор;
  • Фрикционные и обгонные муфты;
  • Валы, которые соединяют все механизмы;
  • Барабаны, отвечающие за сцепление;
  • Тормозные ленты, которые применяют для лучшей функциональности барабанов.

Гидротрансформатор заменяет в машине педаль сцепления и, собственно, отвечает за плавное изменение и передачу крутящего момента на ведущий вал КПП.

В свою очередь система управления отвечает за распределение потоков трансмиссионного масла, в нее входят такие компоненты как:

  • Масляный насос;
  • Гидроблок;
  • Различные золотники.

Коробка вариатор

Вариатор в отличие от автоматической коробки не имеет ступеней передач вообще. Более того, существует несколько разновидностей вариаторов, которые могут работать по совершенно разному принципу. Различают вариаторы, работающие на основе клиноременной или тороидной системы. Давайте кратко рассмотрим каждый тип по отдельности.

Клиноременной вариатор работает по следующему принципу: два шкива, между которыми проходит ремень. Смена скорости происходит за счет изменения диаметра шкивов. Это достигается благодаря движению конических дисков, из которых и состоят шкивы.

Эти конусы всегда находятся в движении:

  • При сближении конусных дисков ремень начинает двигаться по большему радиусу.
  • При отдалении – по меньшему.

Так и происходит изменение передаточного числа вариатора данного типа.

На картинке – принцип работы коробки передач вариатора

Тороидный вариатор в сравнении с предыдущим слабо распространен, поэтому большое внимание заострять на нем мы не будем. Его основу составляют диски и ролики.

В этом устройстве передаточные числа меняются за счет различных механизмов (у каждого производителя они свои), способных оказывать давление на ролики. Те в свою очередь меняют свое положение, благодаря чему происходит изменение радиусов обкатывания дисков.

Сила давления в таких вариаторах может достигать 10 тонн. Поэтому материалы для производства подбираются особо прочные, что еще в большей мере увеличивает и так немаленькую стоимость устройства.

Как видите, в плане устройства и работы коробка вариатор и автомат отличаются многим, да что тут говорить, они абсолютно разные. Но в чем разница и что лучше в плане эффективности, эксплуатации или плавности работы этих трансмиссий? Ниже разберемся с этим более подробно.

Коробка вариатор и автомат, что лучше?

В сравнении с МКПП, автоматические коробки делают управление машиной более комфортным. Все что нужно водителю для движения – это чувствовать педаль газа и следить за степенью ее нажима:

  • Чем сильнее утоплен акселератор, тем быстрее разгонится и поедет авто.

Коробка автомат сама подберет оптимальный режим и переключит на нужную передачу. Смена скоростных режимов в автоматической коробке передач происходит сравнительно плавно и равномерно. Поэтому АКПП предохраняет двигатель от перегрузки и в значительной степени продлевают его срок эксплуатации.

Но вот встроенный вариатор отличается от автомата еще большей степенью автоматизации и плавности. В процессе движения компьютер анализирует поступающие данные об условиях вождения и подбирает более подходящее передаточное число, не доводя работу двигателя до критических оборотов.

Только в отличие от коробки автомат число передач у вариатора не ограничивается 8 вариантами – их бесконечное множество. Благодаря широкому выбору передач и небольшому зазору между их значениями двигатель будет работать в еще более щадящем режиме. Поэтому, кто бы что ни говорил, но при должном обслуживании двигатель на вариаторе прослужит дольше.

Динамические показатели АКПП и вариатора

Коробка вариатор и автомат, в чем разница в плане разгона? Если речь пошла именно о динамических показателях рассматриваемых трансмиссий, то АКПП на некоторый промежуток времени отстает при старте. А вот автомобиль, оснащенный вариатором, вообще не способен делать резких рывков. К тому же быстрый старт может сильно навредить коробке и довольно быстро вывести ее из строя.

Тем не менее, разгон на вариаторе происходит все же быстрее автомата при одинаковых мощностных характеристиках двигателя. «Пореветь» мотором в вариаторе у вас тоже не получиться. Машина будет скорее «плыть», а не ехать, издавая при этом монотонное легкое жужжание двигателя.

Смотрим видео, динамика разгона машины с вариатором до 100 км/ч:

Поэтому, что касается гоночных характеристик, ни вариатор, ни коробка автомат здесь не подходят. Для этих целей лучше всего подойдет именно механическая коробка передач. Хотя первые модели вариаторов были опробованы именно на гоночных трассах.

В чем разница между двумя трансмиссиями в плане эффективности?

Немаловажен при выборе трансмиссии и вопрос экономической целесообразности. Но с этим здесь немного сложнее. Так, если учитывать расход топлива, то вариатор окажется в более выгодном положении, чем автомат.

Дело в том, что гидротрансформатор, отвечающий в АКПП за переключение скоростей, обладает низким КПД. Каждый раз при переключении передачи машина расходует повышенное количество бензина, что за несколько поездок может вытечь в кругленькую сумму.

Бесступенчатая трансмиссия выигрывает не только тем, что ей не нужно тратить энергию на переключение скоростных режимов, но и по весу она значительно легче коробки автомат. Поэтому высокие динамические характеристики у автомобилей с вариаторами сочетаются с хорошим показателем экономичности.

Чем отличается вариатор от автомата в плане ремонта?

При поломке коробки вариатор и автомат, в чем разница будет понятна по чеку за услуги автомеханика. Разность конструкций требует и разного подхода в ремонте. Механизм вариатора хоть и с виду довольно прост, но на деле не все так просто:

  • На данный момент не многие сервисы могут качественно провести ремонт вариатора, причем достаточно большое количество вообще не занимаются обслуживанием данной трансмиссии.

На фото – коробка вариатор в разрезе

Поэтому при поломке, как показывает практика, качественно выполнить ремонт сможет только высококвалифицированный мастер в официальном дилерском центе, а значит и стоимость починки обойдется значительно дороже. С автоматической коробкой передач в этом плане все гораздо проще и дешевле.

В обслуживании коробка автомат будет также более выгодной:

  • АКПП требует больше масла по сравнению с вариатором, но менять его нужно реже.
  • Вариатор обходится меньшим количеством смазочного материала, зато цена его намного выше.

Дело в том, что обычные масла для автоматических трансмиссий вариаторной коробке не подходят. Для каждой модели вариатора требуется индивидуальный подбор определенной по составу смазочной жидкости, иначе поломки не избежать.

Подведем итоги

Основываясь на вышесказанном можно выявить следующие преимущества коробки вариатор над АКПП:

  • Вариатор обеспечивает более стремительный разгон.
  • Позволяет лучше оптимизировать нагрузку на двигатель.
  • Более экономичный, значительно снижает расход топлива.
  • Работает тише, то есть шума при работе авто будет меньше.
  • Сокращает количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.

Рычаг вариатора прост и удобен, а также мало чем отличается от селектора коробки автомат

Но, несмотря на положительные стороны, есть и недостатки данной трансмиссии в сравнении с коробкой автомат:

  • Вариатор не устанавливают на модели автомобилей с довольно мощными двигателями, что нельзя сказать об автоматической коробке передач.
  • Автомат дешевле в ремонте и обслуживании, и не требует специальных жидкостей.
  • Автоматическая коробка не столь зависима от качества работы электронных датчиков. Тогда как с вариатором при сбое электроники могут возникнуть серьезные проблемы.

Подробнее о преимуществах и недостатках коробки вариатор и автомата можете узнать из следующего видео:

На сегодняшний день вариаторы только начинают осваиваться производителями автомобилей. Некоторые модели еще не подходят для широкого применения. Но, тем не менее, специалисты в области автомеханики порочат вариаторам большое будущее. И считают, что бесступенчатая трансмиссия рано или поздно вытеснит привычные виды коробок передач.

Это все что мы хотели сказать сегодня в этой статье. Теперь вы должны понимать, чем отличается вариатор от автомата и что лучше из них выбрать. Надеемся, что данный материал оказался для вас полезным. А какая трансмиссия больше нравится вам? Можете поделиться этим с нами в комментариях.

Рейтинг 5.00 [1 Голос]

Понравилась статья? Поделись с другими!
Рейтинг 5.0 из 5, основанный на 1 голосе

Добавить комментарий

Войти через соц. сети

           


Защитный код
Обновить