Как работает АБС на автомобиле?

Как работает АБС на автомобиле? Преимущества и недостатки данной системы

Категория: Устройство автомобиля

Как работает АБС на автомобиле, и нужна ли эта система вообще? Второй вопрос вызывает жаркие споры на авто-форумах и в реальной жизни. Водители со стажем и профессионалы уже сделали свои выводы. Как же быть начинающему автомобилисту или человеку, впервые открывшему для себя этот, несомненно, полезный девайс в своей машине? Давайте разберемся по порядку.

Поднимая тему вопроса, непременно приходится сравнивать эффективность торможения автомобиля с АБС и без этой функции. Прежде чем проводить доводы «за» или «против» этой системы, необходимо уяснить один момент: техника торможения у авто с предустановленной антиблокировочной системой и у машины с отключенной или неустановленной АБС должны отличаться.

Тормоз для водителя – это подсознательный инстинкт. Любая непредвиденная ситуация на дороге инстинктивно заставляет притормаживать, а иногда и вовсе давить тормоз на всю. В результате при резком нажатии на тормоз колодки полностью блокируют колеса. В итоге машину без АБС при таком торможении уносит юзом – в занос.

На фото - занос автомобиля зимой

Небольшие природные катаклизмы в виде дождя или заморозка лишь усугубляют подобную ситуацию и могут отправить автомобиль в кювет или на «встречку». При отсутствии системы антиблокировки такая проблема решается частыми кратковременными нажатиями на педаль тормоза и периодическим его отпусканием при экстренном торможении.

Помните, если педаль тормоза характерно вибрирует под ногой во время резкого торможения – это значит, что система блокировки сработала.

Принцип работы системы АБС в машине

Контроллеры скорости устанавливаются на ступице каждого колеса. Поступающие с них данные анализирует сам блок управления АБС. Как только меняется соотношение скорости колес и движения автомобиля, контроллеры моментально распознают внезапную блокировку, и принимают меры. Умная электронная система открывает тормозные колодки, тем самым уменьшая тормозные усилия на колесо, которое было заблокировано. Такие меры применяются для каждого колеса индивидуально. Таким образом, автомобиль сохраняет управляемость и не уходит в занос.

Работа АБС напоминает действия водителя, который применяет прерывистое торможение, исключая блокировку колес. Только система осуществляет этот цикл намного быстрее и эффективнее чем человек. Частота автоматической блокировки/разблокировки за одну секунду может составлять до 15 циклов.

Смотрим видео, как работает система АБС в автомобиле:

В итоге АБС значительно снижает длину тормозного пути, ведь каждый импульс частично гасит скорость. При этом система не блокирует рулевое управление. А вот машина без системы АБС с заблокированными колесами совершенно неуправляема. Разобравшись с вопросом, как работает АБС на автомобиле, стоит прояснить ситуации в каких случаях электроника может давать сбой.

Помните, что во время экстренного торможения на авто с системой АБС не только можно, но и нужно продолжать рулевое управление.

В каких случаях АБС может не «сработать»?

Конечно, АБС не панацея, как и любой системе, ей присущи недостатки. Об этом необходимо знать каждому автолюбителю. Эксперименты показали, что на снегу автомобиль с АБС тормозит дольше, чем автомобиль без системы антиблокировки, но управляемый грамотным водителем. Так как прерывистый метод торможения в моменты блокировки ходовой части нагребает снег перед колесами автомобиля, что существенно замедляет движение. Электроника же системы АБС моментально отключает блокировку колес, поэтому снежного барьера не получается.

Похожая ситуация с данной системой возникает и на дорожном покрытии из песка или гравия. АБС не дает шинам нагрести подушку перед собой, поэтому тормозной путь получается намного длиннее.

На картинке - торможение на разных покрытиях автомобиля с АБС и без системы антиблокировки

Сыпучее, смешанное покрытие подъема также является серьезным препятствием для АБС. Резкое торможение в процессе подъема и небольшой откат, электронное управление воспринимает как команду на ослабление тормозной хватки и разжимает колодки. В итоге автомобиль скатывается задом вниз и его уже не удержать без применения ручного тормоза.

Не хватает быстроты реакции АБС на смешанном покрытии: лед и снег, сухой и мокрый асфальт и пр. Причина кроется в резкой смене условий движения, что ставит электронику в «тупик». Также замедляется срабатывание АБС и на разбитых дорогах или при неисправной ходовой части. Тормозные усилия ослабевают в момент отсутствия сцепления с дорогой, когда колесо отрывается от земли. Возобновив контакт с дорожным покрытием, колесо продолжает вращаться, а действия электронной системы запаздывают. Также антиблокировочная система не реагирует на легкое притормаживание и не срабатывает при движении на скоростях ниже 5-10 км/час.

При использовании данной системы следует помнить, что предотвращая блокировку колес и сохраняя рулевую тягу, АБС не гарантирует уменьшение тормозного пути!

Как правильно управлять машиной с АБС?

По анализу собранной выше информации, можно сделать вывод: «на АБС надейся, но и сам не плошай», поэтому давайте приведем несколько полезных рекомендаций по эксплуатации машины с подобной системой:

  1. В машинах с АБС, в нештатных ситуациях, где требуется экстренное снижение скорости или остановка, тормозить нужно резким, уверенным движением, утапливая педаль «в пол». АБС моментально отреагирует, и вы удержите управление автомобилем в своих руках.
  2. Но! При подъеме в горку тормозить резко нельзя – нажимайте на тормоз плавно и спокойно, без рывков, не допуская срабатывания АБС. Иначе вы рискуете скатиться вниз, и вызвать при этом аварию. Если скатывание началось, то используйте ручной тормоз.
  3. Перед тем как затормозить на механике не забывайте выжимать педаль сцепления одновременно с тормозом. Зафиксировать их следует в таком положении до момента полной остановки автомобиля.
  4. Соблюдайте осторожность на скользких спусках, плохой дороге, учитывая недостатки данной системы.
  5. Во избежание потери устойчивости автомобиля во время движения старайтесь придерживаться средних оборотов двигателя. Не превышайте их, особенно, при движении по пересеченной местности или в плохих дорожных условиях. Для начинающего водителя проще всего ориентироваться именно по тахометру. При этом газ добавляйте плавно, понемногу. Соблюдайте скоростной режим, и не забывайте – в любой машине все в итоге зависит от водителя.
  6. Начинающим и неопытным автомобилистам стоит начать с регулярных тренировок и изучения особенностей своей тормозной системы и своего автомобиля в целом.

Следует помнить, что борясь с заносом, электроника не блокирует, но ощутимо снижает ожидаемый эффект от коррекции рулем. Такие моменты требуют осознанного отказа от помощи АБС – отпустить педаль тормоза на мгновение и принять управление на себя.

Почему некоторые водители отключают АБС на автомобиле?

Некоторые российские автолюбители самостоятельно отключают антиблокировочную систему на своих авто. Причиной тому частые случаи ухудшения управляемости автомобилем зимой, которые в большинстве случаев отражаются в следующем поведении АБС:

  • Отсутствием или замедленной реакцией на нажатие педали тормоза;
  • Критическим увеличением тормозного пути.

Также многих водителей не устраивает отсутствие контроля над управлением вообще, и в условиях ограниченной тяги. Так как идея отключения АБС имеет под собой основания: грязь, лед, снег, рыхлый или сыпучий грунт увеличивает тормозной путь. А это в свою очередь увеличивает вероятность аварии.

Другая точка зрения у автомобильных конструкторов и поклонников АБС. Они уверены, что машина при помощи электроники сохранит возможность управления и маневрирования, в то время как возможная блокировка сделает неуправляемым любой автомобиль без АБС.

На картинке - сравнение автомобиля с АБС и без АБС

Ведь достичь максимального эффекта без помощи АБС тоже сложнее, особенно в экстренных ситуациях – с одной попытки мало кому удается рассчитать точность, силу и частоту кратковременных нажатий на тормоз для эффективного торможения.

Это все что мы хотели сказать по данному вопросу, теперь вы знаете, как работает АБС на автомобиле, о ее плюсах и минусах. Несомненно, у электронной системы антиблокировки больше преимуществ, чем недостатков. Ее работа изначально направлена на пользу автовладельцам, которая поможет сохранить возможность управления автомобилем практически в любых экстремальных ситуациях.

Рейтинг 4.33 [3 Голоса (ов)]
Рейтинг 4.3 из 5, основанный на 3 голосах

Добавить комментарий