Автомобильный катализатор, что это такое? Признаки поломки каталитического нейтрализатора

Автомобильный катализатор: что это такое, признаки поломки и их влияние на работу автомобиля

Категория: Устройство автомобиля

После того как общество стало обращать внимание на вред, наносимый окружающей среде выхлопными газами, в автомобильной терминологии появилось новое слово – катализатор.

Однако, несмотря на всю пользу приносимую катализатором, как и любая деталь в машине этот «борец за экологию» может также выходить из строя, доставляя водителю массу неприятностей. Сегодня в статье речь пойдет об автомобильном катализаторе, что это такое, признаках поломки каталитического нейтрализатора, а также можно ли исправить неполадки собственными силами.

Автомобильный катализатор, что это такое?

В первую очередь давайте разберемся с тем, какую роль выполняет автомобильный катализатор, что это такое, где находится и из чего состоит. Собственно катализатор был разработан специально для очистки выхлопных газов автомобилей от вредоносных примесей, содержащихся в них и выбрасываемых в окружающую среду.

Также он имеет и другое, более точное название – каталитический нейтрализатор и оно было дано ему не просто так. Ведь его задача состоит в том, чтобы на химическом уровне взаимодействовать с вредным выхлопом для нейтрализации газов в менее опасные для человека и окружающей природы соединения.

Устанавливается он (или они) в выхлопной системе. В последнее время чаще можно встретить модели с несколькими катализаторами, до 4 штук, каждый из которых рассчитан на очистку отработанного топлива от определенных примесей.

Система очистки газов, как правило, располагается посередине между выпускным коллектором (турбиной) и глушителем автомобиля. Однако его расположение зависит исключительно от выбора производителя. Поэтому перед тем как искать нейтрализатор лучше всего заглянуть в паспорт авто.

На картинке – принцип работы автомобильного катализатора

Если говорить о принципе работы этого устройства, то он основан на «дожигании» отработанных газов. Таким образом, катализатор помогает оградить атмосферу от ядовитой окиси углерода, углеводородов (содержание в воздухе этой примеси определяют названием «смог») и оксидов азота. По структуре нейтрализаторы могут быть керамическими (в основном все современные модели) или металлическими.

Внутренняя часть большинства катализаторов состоит из керамической бобины похожей на соты и нанесенных на ее поверхность драгоценных металлов, таких как иридий, золото, платина. Драгоценное покрытие является рабочим элементом, обеспечивающим очищение газов от вредных примесей. Но оно же влияет и на цену, которая является большим и единственным минусом устройства.

Катализаторы, прежде всего, должны соответствовать экологическим нормам, которые с каждым годом только повышаются. Таким образом, автомобили до 2000-го года выпуска оснащались катализаторами Евро-2. Все остальные модели, произведенные позже, разработаны по стандарту Евро–3 и 4. А некоторые авто, выпущенные в последние годы, имеют уже Евро-5.

Причины преждевременной поломки катализатора

Как правило, производители катализаторов в графе срок службы указывают приблизительно 120 тысяч км, однако их практическое использование говорит о том, что выйти из строя прибор может значительно раньше. Главная причина преждевременной выработки катализатора – некачественное горючее.

Кроме того на срок эксплуатации нейтрализатора влияет такая неполадка, как некорректная работа системы зажигания. Если топливо полностью не вырабатывается в камере сгорания из-за неисправности катушки или свечей зажигания, то катализатору приходится работать в усиленном режиме, что значительно сокращает его срок службы. Еще одна причина преждевременной поломки – попадание масла, которое попросту забивает катализатор.

Проблема повышенного расхода масла также является причиной выхода из строя автомобильного катализатора

Также вывести из строя прибор может и механическое повреждение или резкая смена температуры. Особенно это актуально для зимнего периода эксплуатации или сезона дождей, когда разогретый механизм соприкасается со снегом или холодной водой. Но самое главное, что при выходе из строя каталитического нейтрализатора машина будет доставлять водителю много проблем. Вплоть до того, что двигатель может полностью заглохнуть и дальше авто поедет только на буксире. Теперь вы знаете достаточно о причинах неисправности автомобильного катализатора, что это такое, признаки поломки нейтрализатора будут рассмотрены ниже.

Признаки поломки автомобильного катализатора

Существуют несколько признаков поломки автомобильного катализатора, которые не стоит игнорировать, чтобы не нанести автомобилю дополнительного ущерба. Давайте разберем каждый из признаков наиболее подробно:

  1. Чаще всего при поломке нейтрализатора на панели приборов загорается лампочка «Check Engine». Этот индикатор присутствует практически во всех моделях автомобилей, выпущенных после 2000-го года. При этом компьютерная диагностика может показать код ошибки P0420, что говорит о низкой пропускной способности катализатора. Или Р0430, что также говорит о слабой эффективности данного устройства. Правда иногда это может указывать и на другие неисправности, например подсос воздуха.
  2. Если лампочка не загорелась или ее попросту нет на вашей модели автомобиля, обратите внимание на потерю мощности двигателя. При неисправном катализаторе она неизменно падает. Больше всего это становится заметно после прогрева мотора или в пробках. На подъемах при нажатии на педаль газа машина плохо набирает обороты, двигатель просто не тянет.
  3. Заподозрить проблемы в работе катализатора можно и по увеличившемуся расходу топлива. Авто сразу начинает потреблять на пару литров больше нормы. Однако проявляется этот «симптом», как правило, только в совокупности с другими признаками.
  4. Если вы услышали странное дребезжание в районе моторного блока или не характерные звуки, исходящие из-под машины, чаще всего это также указывает на неполадку с выхлопной системой вашего автомобиля.
  5. Проверить работу катализатора также можно поднеся руку к выхлопной трубе. Если напор газов слабый, это говорит о забитом катализаторе. Проблему можно соизмерить с забитой выхлопной трубой. Отработанные газы не могут свободно проходить через бобину нейтрализатора и начинают «давить» на двигатель.
  6. Кроме всего прочего, после выхода из строя катализатора можно почувствовать неприятный сероводородный запах.
  7. Самая крайняя точка – машина не заводится вообще или сразу глохнет. Это может говорить о том, что катализатор полностью забит.

На схеме – выхлопная система современного автомобиля

Все перечисленные выше признаки могут проявляться как вместе, так и по отдельности. Иногда о поломке катализатора говорит только мощность двигателя и увеличенный расход топлива, при этом «Check Engine» гореть не будет. А бывает и так, что при горящем индикаторе авто продолжает функционировать в нормальном режиме.

Чем опасна эксплуатация автомобиля с неисправным катализатором?

Своевременно обратив внимание на признаки поломки автомобильного катализатора, можно спасти машину от некоторых последствий:

  • Если катализатор забит, отработанные газы не смогут эффективно выходить наружу, и начинает «прокладывать себе дорогу» в обратном направлении. Это увеличивает нагрузку на турбину, поршневую и другие системы, значительно сокращая срок их службы;
  • Если при неисправности катализатора горит лампочка, сигнализирующая о неполадке двигателя, то в случае возникновения более серьезной проблемы вы о ней узнать не сможете;
  • Если при износе начала крошиться керамическая бобина катализатора, то при обратном давлении газа в поршневую систему могут попасть осколки керамики, что приведет к дорогостоящей поломке мотора.

Явным признаком поломки автомобильного катализатора является разрушение керамических сот нейтрализатора

Чтобы не доводить ситуацию до критической, лучше не тянуть с проверкой работоспособности данного устройства. Сделать это можно как на станции техобслуживания, так и собственными силами.

Проверка работоспособности каталитического нейтрализатора

Самая простая – это визуальная проверка. Если наружная часть катализатора имеет цветные разводы, это говорит о том, что прибор перегревается. На корпусе не должно быть повреждений. Любой удар может привести к разрушению керамических сот.

Для проверки пропускной способности катализатора можно устроить диагностику противодавления:

  1. Для этого в выпускном коллекторе нужно выкрутить первый датчик воздуха, на его место устанавливается манометр.
  2. Двигатель разгоняется до 3 тысяч оборотов.
  3. Если манометр показывает цифры, превышающие 0,3 кгс/см², значит катализатор забит.

В случае если двигатель не заводится, попробуйте выкрутить первый датчик воздуха. Если агрегат заработал, значит, причина в наглухо забитом катализаторе. Чаще всего починке такая поломка уже не подлежит, требуется полная замена нейтрализатора.

На картинке – система выпуска отработавших газов автомобиля

Если компьютерная диагностика показывает код ошибки Р0420, то чтобы убедиться в проблеме, попробуйте выполнить следующие действия:

  1. Сделайте концентрированный мыльный раствор и обмажьте им выхлопную систему.
  2. Далее заведите двигатель и внимательно осмотрите промазанную область.
  3. Наличие пузырьков воздуха говорит о не герметичности выхлопной системы.

Метод проверки хоть и кустарный, но дает неплохие результаты.

Заключение

Сегодня в статье мы старались подробно рассказать о таком устройстве, как автомобильный катализатор, что это такое, признаках поломки и что делать в случае его неисправности. Но, чтобы не случилось, следует помнить несколько важных моментов:

  • Во-первых, не всегда перечисленные выше признаки говорят о поломке именно катализатора. Проблема может быть как в самом двигателе, так и других элементах выхлопной системы.
  • Во-вторых, не каждая поломка системы фильтрации отработанных газов требует замены. Если катализатор не оплавлен, бобина не рассыпалась, то его можно просто почистить.

Поэтому не спешите покупать новое устройство или рассматривать его альтернативы, а установите точную неисправность в авто. Таким образом вы сможете избежать непредвиденных затрат на ремонт автомобиля.

Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]
Рейтинг 5.0 из 5, основанный на 2 голосах

Добавить комментарий