Неисправности топливной системы дизельного двигателя. Признаки и причины поломок

Неисправности топливной системы дизельного двигателя. Признаки и причины поломок

Категория: Диагностика неисправностей автомобиля

Многие автолюбители выбирают автомобиль с дизельным двигателем из-за экономичности и более высокой надежности.

Дизель по сравнению с бензиновым автомобилем позволяет снизить эксплуатационные расходы, обеспечивая при этом оптимальный комфорт вождения. Однако многие забывают, что даже дизельный двигатель требует не менее тщательного ухода, чем обычный бензиновый вариант. Поэтому во многих случаях вся экономия оборачивается весьма серьезными затратами.

В этой статье мы рассмотрим неисправности топливной системы дизельного двигателя, их причины, а также симптомы, по которым их можно распознать. Но для начала давайте разберемся, почему система питания дизеля вообще выходит из строя.

Всего можно выделить три основные причины неисправности топливной системы дизеля, а именно:

  1. Заводской брак при производстве или установке элементов системы питания.
  2. Естественный износ деталей мотора.
  3. Систематическое нарушение правил эксплуатации автомобиля. К этому можно отнести несвоевременное и неправильное техническое обслуживание, использование топлива низкого качества и так далее.

В случае каких-либо неисправностей диагностику лучше всего производить на станциях технического обслуживания. Однако первые симптомы водитель может заметить прямо во время поездки. Поэтому для более точного определения проблемного элемента, давайте кратко рассмотрим важные составляющие топливной системы дизельного двигателя, неисправности, их причины и признаки, которые будут указывать на их поломку.

На фото – схема топливной системы дизельного двигателя

Неисправность системы впрыска

Неполадки инжектора являются одними из наиболее распространенных неисправностей в дизельных двигателях. И в этом нет ничего удивительного, поскольку компоненты этой системы подвергаются значительным нагрузкам. Особенно это касается форсунок, основная задача которых – подача топлива в камеру сгорания.

Во время работы двигателя на каждый оборот коленчатого вала они выполняют несколько операций, достигая очень высокого давления впрыска, которое составляет 1600-2000 бар. Немаловажным также является тот факт, что для правильной работы двигателя они должны работать с высокой точностью. При этом они чувствительны к качеству топлива, на них легко оседают различного рода загрязнения, которые могут привести к поломке.

Дополнительно со временем на распылителях образуется осадок, который вместе с грязью может привести к полному засорению форсунок, что и приводит к их отказу. Поэтому основным методом предотвращения неисправностей форсунок является систематическая чистка инжектора с интервалом в 20 000 километров или перед каждой заменой масла.

Признаки неисправности форсунок

Наиболее распространенными симптомами, указывающими, что форсунки могут работать неправильно, являются:

  1. Проблемы с запуском автомобиля, особенно при низких температурах.
  2. Черный дым, выходящий из выхлопной трубы (дым может быть также и белым, если распылитель "закусывает").

На картинке – дизель дымит белым дымом

  1. Неравномерная работа двигателя.
  2. Падение мощности.
  3. Более высокий расход топлива.
  4. Перегрев двигателя.

Для того чтобы избежать этих проблем, следуйте следующим рекомендациям:

  • Используйте только качественное горючее.
  • Проходите регулярное техническое обслуживание.
  • Вовремя меняйте запчасти, которые прошли свой ресурс. Не стоит ждать, пока они выйдут из строя.

Топливный насос высокого давления

Этот элемент топливной системы дизеля подает топливо под высоким давлением в двигатель. Его неисправность может быть вызвана многими неполадками, например:

  • Загрязнениями, которые попадают в него вместе с топливом.
  • Он может перестать работать должным образом также из-за неисправных электрических соединений. К примеру, из-за перегрева контактов на насос может подаваться слишком низкое напряжение.
  • Наличием воздуха в системе перед насосом.

Чтобы проблем с ТНВД не возникало, в первую очередь необходимо поддерживать насос, а также всю топливную систему в хорошем состоянии. Для этого крайне важно использование топлива надлежащего качества. Также следует избегать езды с почти пустым баком. При этом важно регулярно проверять состояние топливного фильтра, топливопроводов и электрических соединений.

Признаки неисправности ТНВД

Наиболее частыми признаками неисправности насоса являются:

  • Стартер крутит, но машина не заводится или запускается, но не сразу. Все это происходит из-за нехватки топлива или слишком бедной смеси.
  • Двигатель глохнет вскоре после запуска, несмотря на то, что педаль газа нажата.
  • Машина дергается при езде.
  • Низкая мощность, причина которой является отсутствие увеличения давления топлива.
  • Посторонние звуки или хлопки во время вождения.
  • Дым из выхлопной трубы.
  • Двигатель работает неравномерно.

Вспомогательный топливный насос

Насос предварительной подкачки топлива, расположенный между баком и ТНВД, является одним из самых дешевых элементов, входящих в систему питания дизельного двигателя. Выходит из строя он не часто, но если это происходит, стружка от предварительного насоса может загрязнить и повредить всю топливную систему.

Повреждение насоса может быть связано и с загрязнением. Поскольку он также подвержен воздействию ржавчины и многочисленных отложений. Вспомогательный насос подает топливо в систему питания, он играет важную роль в любом дизельном двигателе. Поэтому нужно следить за тем, чтобы в нем не скопилась грязь, которая повлияет на его правильную работу.

Признаки неисправности насоса

В случае, когда нарушается работа первичного топливного насоса, можно наблюдать следующие признаки неисправности:

  • Падение мощности дизеля.
  • Машина заводится не сразу, тяжелый запуск, стартер приходится долго крутить.
  • Дизельный двигатель внезапно может глохнуть.

Топливный фильтр

Топливная система дизельного двигателя, так же как и любого другого автомобиля подвержена загрязнению. В баке из-за колебаний температуры осаждается вода, которая в момент контакта с металлическими элементами приводит к появлению коррозии.

Система питания дизеля устроена таким образом, чтобы улавливать эти частички ржавчины и другие примеси, попавшие вместе с топливом. Часть из них остается на сетчатом фильтре топливного насоса, остальные попадают в топливный фильтр. Роль этого элемента заключается в фильтрации и очистке топлива от загрязняющих веществ.

Этот элемент следует регулярно заменять на новый. В современных автомобилях производители рекомендуют процедуру замены поводить каждые 40-60 тысяч км. Но это стоит делать чаще, лучше всего один раз в год перед зимой, особенно если вы много ездите. К тому же качество топлива в стране все еще оставляет желать лучшего.

Признаки забитого топливного фильтра на дизеле

Загрязненный фильтр способен блокировать подачу дизельного топлива к другим элементам системы питания. И если топливный фильтр продолжительное время не менять, то можно наблюдать следующие перебои в работе дизеля:

  • Двигатель работает неустойчиво, начинает "кашлять". Причем нарушение может проявляться как на холостом ходу, так и во время движения.
  • О неисправности также сигнализирует падение мощности.
  • Загорается индикатор, указывающий на неправильное давление в системе.
  • Из-за нехватки топлива дизельный двигатель периодически может глохнуть.

На изображении – забитый топливный фильтр

Топливопровод

Наверное, все понимают, что любые соединения топливной системы дизельного двигателя должны быть герметичными. И к протечкам топливопровода следует относиться с максимальной серьезностью. Ведь помимо финансовых затрат на ремонт негерметичность системы питания на порядок повышает пожароопасность, а внезапно промелькнувшая искра может вызвать даже взрыв.

Однако немногие знают, что проблема герметичности топливопровода влияет не только на безопасность, но и качество работы силового агрегата. Даже малейшие повреждения топливных проводов могут приводить к утечкам топлива, а также всасыванию воздуха и, как следствие, попаданию его в систему впрыска. Все это не лучшим образом сказывается на эксплуатационных характеристиках и стабильности дизельного двигателя.

На картинке – топливные провода, идущие на форсунки дизельного двигателя

Признаки нарушения герметичности топливной системы

На ранних этапах, когда топливная система только начинает протекать, можно наблюдать некоторые признаки, свидетельствующие о данной проблеме:

  • Запах дизтоплива в салоне;
  • Подтеки топлива под машиной;
  • Высокий расход горючего.

В более серьезных случаях к вышеописанным проблемам добавляется еще две:

  1. Заметное уменьшение мощности мотора.
  2. Дизельный двигатель неожиданно глохнет.

Кроме того, в случае неполадок с топливными проводами, топливная система дизеля может завоздушиваться, что также вызывает нарушения. Признаками данной проблемы являются следующие неисправности:

  • Дизель тяжело завести или мотор не заводится вообще.
  • Снижение производительности двигателя.
  • Повышенное потребление дизельного топлива.
  • Двигатель работает с перебоями, обороты самопроизвольно скачут.
  • Мотор становится более шумным.

Признаки засорения сливной магистрали

Основной проблемой, о которой мы уже не раз писали выше, является загрязнение топливной системы дизельного двигателя. Однако кроме рассмотренных выше элементов, нередко происходит засорение сливного топливопровода. Это также вызывает некоторые проблемы, о которых стоит знать.

Обычно при загрязнении сливной магистрали, когда снижается пропускная способность проводов, наблюдаются два симптома:

  • Слишком слабое снижение скорости при торможении двигателем.
  • Увеличенное потребление двигателем дизтоплива.

Регулятор давления топлива

Регулятор топливного давления – это небольшой компонент, который играет важную роль в системе подачи топлива. РДТ обычно устанавливается на насосе высокого давления или на распределительной рампе. Он отвечает за регулирование давления топлива в форсунках инжектора при различных режимах работы двигателя.

Нарушения в работе регулятора могут возникать по разным причинам:

  • Изношенность элементов устройства, пружины или клапана.
  • Уменьшение пропускной способности элемента по причине загрязнения или даже полная закупорка регулятора.

В каждом из случаев симптомы будут разными. Стоит рассказать об этом поподробнее.

Признаки неисправности РДТ

Регулятор давления, по конструкции и принципу работы, это простое устройство, поэтому он редко выходит из строя. Срок службы регулятора в двигателях внутреннего сгорания обычно составляет около 200-250 тысяч километров. Наиболее распространенными факторами, негативно влияющими на срок эксплуатации этого компонента, являются низкое качество топлива или возможные загрязнения различных компонентов системы.

Признаками неисправности регулятора давления в автомобиле могут являться следующие проблемы:

  • Потеря производительности мотора.
  • Нестабильная работа двигателя на оборотах холостого хода.
  • Характерный запах несгоревшего топлива, исходящего из выхлопной трубы.
  • Затрудненный запуск, как холодного, так и теплого двигателя.
  • Повышенный расход дизельного топлива.
  • Загорающаяся сигнальная лампа, свидетельствующая о неисправности системы впрыска.

В случае закупорки устройства симптомы будут другими:

  • Дизель глохнет при любых режимах работы.
  • Возможны утечки топлива через уплотнители в связи с повышенным давлением в системе. Обычно это происходит при загрязнении магистрали слива топлива до состояния пробки.

Любые повреждения этого элемента сложно диагностировать, однако состояние регулятора стоит постоянно проверять. Ведь его неисправность может быстро привести к выходу из строя других элементов систем впрыска и выпуска. Например, если неисправность длительное время не устранять, то это может привести к повреждению катализатора. А эта серьезная проблема, связанная с большими расходами, которые придется понести в случае замены элемента.

При диагностике РДТ помните, что аналогичные признаки неисправности также вызывают и другие компоненты топливной системы дизельного двигателя:

  • Неисправность топливного насоса или ТНВД;
  • Забитый топливный фильтр.

Цена этого элемента составляет около 300 злотых. По этой причине чаще всего сразу после диагностики неисправности, что совсем непросто, водители принимают решение о ее замене.

Топливо

Также причина многих неисправностей кроется в используемом топливе. Всего можно выделить две основные проблемы:

  • Плохое качество топлива;
  • Используется неподходящий тип дизтоплива.

Если с качеством всем все ясно, чтобы избежать некачественной заправки горючим, следует заправляться на проверенных заправочных станциях. То вот о типах дизельного топлива стоит рассказать более подробно.

Важно вовремя менять используемое топливо в соответствии с сезоном, а если точнее, то летнее на зимнее. Дело в том, что при температурах около минус 5, летнее дизтопливо начинает парафинизироваться, то есть загустевать. Из-за этого топливная система теряет возможность прокачивать его в дизельный двигатель, и он перестает работать. В таком случае автомобиль приходится ставить в теплое место, чтобы топливную систему отогреть.

Однако некоторые водители в зимнее время добавляют в дизтопливо бензин, чтобы оно не замерзло при низких температурах – этого делать не рекомендуется. Топливная система дизельного двигателя не рассчитана на работу с таким топливом. Ведь солярка в чистом виде используется не только в качестве горючего. Благодаря своим уникальным свойствам она также смазывает топливные элементы двигателя, а бензин на это неспособен. Наверное, все примерно представляют, что будет, если масло в двигателе разбавлять бензином?

А если учесть, что элементы не только топливной, но и других систем на потребление такой смеси не рассчитаны. Ни большей мощности, ни лучшей стабильности или экономичности это не даст, все будет ровно наоборот. Поэтому делать это, как минимум, не стоит, а если уж и разбавлять солярку бензином, то только в крайних случаях.

Заключение

Для того чтобы избежать различных неисправностей топливной системы дизельного двигателя, необходимо следить за качество заливаемого горючего, а также вовремя и правильно производить техническое обслуживание. К примеру, промывать топливную систему необходимо не менее одного раза в два года. А тем, кто часто заливает солярку из канистры или заправляется где попало, делать это нужно еще чаще. В зависимости от ситуации это может быть один или два раза в год.

Причем промывку следует осуществлять с полным демонтажем топливного бака и удалением скопившейся в нем грязи (помимо стандартной очистки топливного фильтра). Многие автолюбители и не догадываются, сколько грязи может скапливаться в самом баке.

На фото – грязь в топливном баке

Важно понимать, что вышеописанные признаки неисправностей топливной системы не являются уникальными. Большинство из симптомов также могут указывать на проблемы и других узлов двигателя. К примеру, если изношена поршневая группа двигателя, падает компрессия, то также появляются проблемы с мощностью и расходом дизтоплива, а также запуском дизеля в сезон холодов.

В любом случае при первых признаках неисправностей топливной системы дизельного двигателя следует сразу же заняться проблемой или обратиться к профессионалам. Игнорировать проблему точно не стоит. В противном случае в будущем вы рискуете не только потратить крупную сумму денег, но и попасть в аварийную ситуацию.

Рейтинг 1.50 [30 Голоса (ов)]
Рейтинг 1.5 из 5, основанный на 30 голосах

Добавить комментарий