Датчик температуры охлаждающей жидкости: признаки неисправности и как проверить

Датчик температуры охлаждающей жидкости: признаки неисправности, назначение, проверка

Категория: Диагностика неисправностей автомобиля

На сегодняшний день в любом автомобиле встроены особые устройства, которые способны не только контролировать работу мотора, но улучшить его эффективность в той или иной ситуации. Примером такого устройства является датчик температуры охлаждающей жидкости, о котором и пойдет речь в данной статье.

Любой современный автомобиль оснащен большим количеством датчиков, которые позволяют отслеживать состояние транспортного средства. Некоторые из них предназначены для того, чтобы донести до автомобилиста информацию о том, что в автомобиле что-то не в порядке (к примеру, датчики масла или топлива). Другие предназначены для бортового компьютера, чтобы он в свою очередь на основании их показаний правильно скорректировал работу механизмов автомобиля (например, датчики температуры или датчики, регулирующие количество поступающего в цилиндры топлива).

Назначение ДТОЖ

В свою очередь все современные автомобили оборудуются датчиком температуры охлаждающей жидкости (антифриза). Он особенно необходим в жаркую погоду - иначе двигатель может просто перегреться. Как и любое другое оборудование, ДТОЖ может также выйти из строя, что может привести к различным неполадкам в работе двигателя. Наиболее часто датчики, как и любое другое оборудование, выходят из строя на автомобилях с большим пробегом, хотя нередки случаи поломки и на относительно новых авто.

На фото - датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости - устройство, которое позволяет поддерживать стабильное функционирование узлов автомобиля, обеспечивает его быстрый прогрев и не допускает перегрева. Он обладает довольно малыми размерами, но его роль отнюдь не так мала - он влияет не только на работу двигателя, но и на состояние авто в целом. Поэтому некорректная работа датчика может повлечь довольно серьезные последствия. Особенно, если неполадки выявлены довольно поздно.

Стоит различать датчик температуры охлаждающей жидкости и датчик указателя температуры ОЖ. Если второй несет лишь информацию о температуре охлаждающей жидкости, которая предоставляется водителю - первый корректирует работу двигателя.

О том, как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости можете узнать, перейдя по данной ссылке.

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Признаки неисправности ДТОЖ довольно явные и их сложно не заметить. При неисправностях в работе датчика ОЖ двигатель, как правило, начинает работать сбивчиво, троит, с трудом стартует. Периодически происходит резкое снижение холостых оборотов (вместо "довольного" урчания двигателя в районе 600-800 оборотов появляются "покряхтывания" в диапазоне от 200 до 1500).

Вдобавок из-за того, что не работает система охлаждения - повышается расход топлива, а также внезапно начинают неверно функционировать вентиляторы охлаждения, к примеру, они могут включаться в холодную погоду и выключаться в жару.

Об основных причинах, из-за которых при включении зажигания включается вентилятор охлаждения двигателя, вы узнаете перейдя по этой ссылке.

Также одним из признаков выхода из строя датчика ОЖ может быть темный дым из выхлопной трубы автомобиля.

Выходящий из глушителя автомобиля темно-серый дым любого автомобиля, например "Приоры" является одним из признаков неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Помимо вышеописанных проблем, которые сами по себе являются довольно неприятными последствиями, неисправность датчика ОЖ может привести к следующим проблемам:

  • Плохая управляемость автомобилем, вплоть до "игнорирования" команд водителя;
  • Медленный прогрев авто зимой;
  • Перегрев двигателя.

Добавьте к этому проблемы, указанные выше - и вы увидите весь комплекс неполадок, к которым может привести игнорирование признаков неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

Как проверить датчик температуры на работоспособность?

Первый способ. Для проверки на работоспособность датчика температуры охлаждающей жидкости нам потребуется:

  • Мультиметр;
  • Емкость с водой;
  • Термометр.

Для начала нагреваем воду до определенной температуры и помещаем туда датчик, температуру жидкости замеряем термометром.

Далее выставляем мультиметр в режим омметра, подключаем его к выходам датчика. Результаты сверяем со следующей таблицей:

Таблица зависимости сопротивления ДТОЖ от температуры

Если данные соответствуют параметрам таблицы - датчик исправен. Чтобы убедиться в точности измерения выставляем мультиметр в режим вольтметра и повторяем опыт. Результаты должны соответствовать следующей таблице:

Таблица зависимости напряжения ДТОЖ от температуры

Если значения не совпадают – датчик нуждается в замене. Кстати при покупке нового датчика следует его также проверить указанным методом.

Второй способ проверки работоспособности датчика подойдет тем, у кого нет термометра. Для этого необходимо разогреть емкость с водой до температуры кипения, погрузить в него датчик и замерить сопротивление.

При первых признаках неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости необходимо проверить его на работоспособность в специальной емкости и соответствующими измерительными приборами

Суть заключается в том, что температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении составляет 100 °С. При такой температуре, мультиметр должен показывать с учетом погрешности сопротивление в пределах 180-215 Ом. При более сильных отклонениях датчик неисправен.

Также смотрим видео, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости своими руками:

 

Что делать в случае поломки датчика температуры охлаждающей жидкости?

Как правило, попытки починить датчик своими руками не приводят к восстановлению его работоспособности - он весьма мал и собран из довольно маленьких деталей. Поэтому в случае его неисправности рекомендуется замена датчика.

Если после замены ДТОЖ вышеописанные проблемы остались, то вам стоит обратиться в автосервис для более глубокой диагностики неисправностей вашего транспортного средства. Вполне возможно, что дело совсем не в нем. Но автомобилисту (особенно владеющему современным автомобилем) следует иметь в своем распоряжении запасной комплект датчиков на свой автомобиль. Они регулируют работу узлов и агрегатов автомобиля, поэтому выход из строя одного из них может привести к весьма разнообразным проблемам, возникающим при эксплуатации автомобиля.

Рейтинг 4.00 [6 Голоса (ов)]
Рейтинг 4.0 из 5, основанный на 6 голосах

Комментарии   

+2 тамази#тамази
Мотор м43 1,9. При запуске двигателя в -2°C тахометр работает на 0,8 абароте.
14.01.2019 21:44 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
+3 Александр#Александр
А что с прогревом, при минусовой температуре прогревается быстро? А как дела обстоят летом? Вентилятор охлаждения двигателя включается в жару? Машина всегда работает при 800 оборотах двигателя? Есть ли другие отклонения в работе двигателя? В любом случае проблема может быть как с датчиком температуры охлаждающей жидкости, так и с любым другим компонентом двигателя. Также неисправности может и не быть совсем, например, в случае чип-тюнинга двигателя. Прошлый владелец мог "подшаманить" мотор... Или подобные обороты могут являться нормальными при запуске двигателя в минусовую температуру. Этот момент стоит уточнить в технической документации вашего автомобиля. В любом случае чтобы помочь вам нужно получить от вас больше информации...
15.01.2019 02:18 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
0 Вадим91#Вадим91
Здравствуйте, у меня проблема с маздой. После проезда нескольких километров указатель температуры охлаждающей жидкости на высоких оборотах резко поднимается, иногда падает, время от времени приходит в норму. Причем когда я поднимаю капот и проверяю температуру охлаждающей жидкости, она в норме, вода в бачке не кипит. Но датчик ведет себя так, как будто сдурел. Что может быть причиной такого явления?
11.12.2019 20:06 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
0 Арсений#Арсений
А уровень охлаждающей жидкости в норме? Если да, скорее всего, ДТОЖ был поврежден. Поэтому следует проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на исправность. Найдите показания холодного и прогретого сопротивления датчика где-нибудь в сети, также можно воспользоваться таблицами из статьи. Проверьте показания датчика мультиметром. Также причина неисправности датчика может быть связана с повреждением изоляции проводов и коротким замыканием на массу. В некоторых случаях такое происходит из-за трещины в головке блока цилиндров.
13.12.2019 20:10 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
+1 Валерий1#Валерий1
У меня была похожая ситуация. Проехав около 70 километров, выскочило сообщение примерно следующего содержания: "Высокая температура охлаждающей жидкости. Остановите автомобиль и выключите двигатель". При этом указатель температуры охлаждающей жидкости показывал нормальное значение. Однако проехав еще несколько десятков километров, указатель температуры в буквальном смысле начал сходить с ума. На секунду стрелка указателя показала максимальную температуру двигателя, затем вернулась в норму. Через некоторое время снова показала максимум, затем опять вернулась к нормальным значениям. В течение этих нескольких секунд выводилось сообщение о перегреве двигателя.
Уровень охлаждающей жидкости в моем случае был немного ниже минимального уровня, но доливка антифриза проблему не решила. Подобное повторялось с периодичность в несколько дней во время езды на продолжительное расстояние, а именно более 60 километров. Проблему удалось решить только лишь заменой датчика температуры охлаждающей жидкости. Вот уже как два месяца все в порядке. Замена обошлась мне в 1600 рублей.
19.12.2019 21:24 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору

Добавить комментарий